art_observer (art_observer) wrote in history_of_art,
art_observer
art_observer
history_of_art

Category:

Костюмы Дягилевской антрепризы - продолжение

 Некоторое время назад мы уже писали о предстоящей выставке костюмов Дягилевской антрепризы в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве. Так вот, с сегодняшнего дня выставка открыта для всех желающих, а вчера уже готовую экспозицию показали журналистам. 
Оказалось, что торжественное открытие было назначено на вчерашний день не случайно – именно 19 мая ровно 100 лет назад на сцену парижского театра "Шатле" впервые вышла труппа русского балета, собранная Сергеем Дягилевым, открыв первые "Русские сезоны", и сразу снискав и любовь публики, и мировую славу. Труппа Дягилева никогда не выступала в России, а представленные на выставке костюмы и вовсе никогда не экспонировались в музейных залах. Их всего семь, плюс пара головных уборов и две пары пуантов. С одной из этих пар – черных пуантов Тамары Карсавиной, в которых она танцевала Коломбину в спектакле Михаила Фокина "Карнавал" на музыку Шумана – как раз и начиналась коллекция Ольги и Айвора Мазур, которые привезли небольшую часть свого собрания в Москву. Когда-то Айвор Мазур буквально спас эти пуанты из груды ненужных вещей, предназначенных на выброс. В качестве предмета собирательства дягилевские костюмы – область очень не простая. Во-первых, из-за хрупкости материала. Как рассказала Ольга Мазур, практически все костюмы, попадающие к ним в коллекцию, тут же отправляются в реставрационные мастерские, откуда возвращаются к владельцам лишь года через полтора. А во-вторых, на рынке этих предметов практически нет. Большая часть наследия Дягилевской антрепризы хранится в лондонском музее Виктории и Альберта, и частным энтузиастам уже мало что осталось. 
На выставке костюмы Матисса, Бакста, Рериха, Головина представлены прямо в залах музея, на фоне постоянной экспозиции предметов декоративно-прикладного искусства начала ХХ века. Прямо так – Рерих на фоне Талашкино. И это не случайно. По словам автора концепции и куратора выставки Ольги Струговой, причиной тому послужили две истории. Первая связана с основателями антрепризы и талашкинских мастерских – Сергеем Дягилевым и Марией Тенишевой. Они были знакомы и пути их во многом шли параллельно. Оба мечтали когда-то посвятить свою жизнь служению русскому искусству, оба сначала искали себя на музыкальном поприще, обучаясь пению, оба старались познакомить европейскую публику с русским искусством, устроив в 1906-1907 годах в Париже выставки русского традиционного и современного искусства. Однако, Тенишева пыталась возродить самобытность русских художественных традиций, Дягилев же считал себя "западником", и был нацелен в будущее, угадывая новые тенденции и в определенной степени формируя их. В 1903 году Дягилев писал Тенишевой, что хочет познакомить ее "с Сергеем Морозовым, инициатором и собственником вновь открытого им Кустарного музея в Москве". Вероятно, Дягилев осуществил свое намерение. Уже после революции фактическим наследником Кустарного музея стал Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, в котором сейчас рядом с предметами из тенишевских мастерских выставлены костюмы антрепризы Дягилева. Круг замкнулся. 
История вторая связана с отдельным экспонатом выставки – платьем, выполненным по эскизу Николая Рериха для постановки "Весны Священной". Идея этого балета Игоря Стравинского, ставшего сенсацией и открывшего новую эпоху в музыкальном театре, родилась в Талашкино. По воспоминаниям современников, Стравинский долго вынашивал идею нового произведения, описывал его сумбурно, но не очень даже самому ему понятно. А после одного из визитов в гости к Тенишевой картина прояснилась, и в голове композитора сложились первые такты. Там же, в Талашкино, сделал первые эскизы будущих костюмов и Рерих, опираясь на подлинные этнографические образцы из собрания Тенишевой.
Вот такой клубок из небольшой, казалось бы, коллекции – потянешь за маленькую ниточку, вытянешь историю целой эпохи.
Tags: 20 век, Россия, Франция, декоративно-прикладное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments