art_observer (art_observer) wrote in history_of_art,
art_observer
art_observer
history_of_art

Category:

Таинственная незнакомка



20 мая лондонский аукционный дом MacDougall's представил в Москве каталог коллекции, которая будет выставлена на ежегодные июньские торги, проводимые в Лондоне в рамках так называемой "Русской недели".  Несмотря на глобальный финансовый кризис, глава аукционного дома, Уильям Макдугалл (William MacDougall), полон оптимизма по поводу предстоящего аукциона. Во время пресс-конференции, посвященной презентации каталога, он отдельно отметил, что в то время, когда ведущие аукционные дома (такие, как Sotheby's и Christie's) сокращают затраты и увольняют довольно большое количество сотрудников, MacDougall's, напротив, активно расширяет поле деятельности. Так, в июне впервые будет проведен отдельный аукцион "Иконы православного мира" (Icons of the Ortodox World), на котором будет выставлено более 200 икон (85% от всех икон, которые будут продаваться в Лондоне во время Русской недели).
Каталог живописи несколько тоньше, чем в предыдущие годы, однако в нем достаточно много громких имен и интересных работ. На одной из них хотелось бы остановиться подробнее.
Это портрет обнаженной модели, кисти И.Е. Репина, картина, которая помимо очевидных живописных достоинств обладает еще и практически детективной историей. Дело в том, что нежное женское тело с перламутровой кожей, со стыдливым румянцем на щеках хорошенькой склонённой головки написано, как выясняется, поверх могучей фигуры знаменитого певца Фёдора Ивановича Шаляпина. 

 

Картина появилась в поле зрения аукционистов лишь в недавнее время, когда в современной Чехии вступил в действие закон о реституции, в результате чего некоторые из реквизированных ранее произведений искусства были отданы прежним владельцам или их наследникам. 

Эта картина находилась в коллекции музея чешского города Злина. Тогда, как сообщает И.А. Бродский в статье "Новонайденные и малоизвестные произведения И.Е. Репина", (сборник «Новое о Репине». Ленинград. 1969, с. 367), картина была исследована при помощи рентгеновских лучей в Национальной галерее в Праге. В результате, на полотне отчётливо проступило лицо Шаляпина. Инфракрасную фотографию, сделанную специалистами аукционого дома  MacDougall's в конце апреля 2009 года, можно увидеть в слайд-шоу ниже. На снимке прекрасно читается портрет Шаляпина. 

Таким образом, подтвердились свидетельства близко знавших Репина людей, наблюдавших художника в процессе его творчества. Антон Комашка, три года проживший в "Пенатах", вспоминает: "…портрет Шаляпина был вдруг, на моих глазах, записан обнаженной женской фигурой…" Вернее сказать, что Комашка лишь утром увидел записанный холст, над которым Репин работал накануне. Всё сказанное подтверждают и слова самого Репина, написавшего К.И.Чуковскому 21 января 1926 года: "Мой портрет Шаляпина уже давно погублен. Я не мог удовлетвориться моимнеудавшимся портретом. Писал, писал так долго и без натуры, по памяти, что, наконец, совсем записал, уничтожил; остался только его Булька, так и пропал большой труд" (Репин. Художественное наследство, М-Л,1949, т.2, с.284 и 375). Теперь следует вернуться к началу этого труда. В феврале 1914 года Репин получил от Шаляпина сообщение, что тот готов приехать в "Пенаты", чтобы позировать. Приезд Шаляпина сопровождался большим шумом. 

Представители артистической среды прибыли в Куоккалу, чтобы засвидетельствовать своё почтение двум знаменитостям, Репину и Шаляпину. Среди посетителей оказался известный фотограф, мастер репортажа, Карл Булла. Он-то и запечатлел Шаляпина в группах гостей и одного. То певец расчищает от снега пруд, то приготовился, чтобы кататься там на коньках, то стоит возле трубы, изливающей из недр воду репинского артезианского колодца. И, конечно же, было несколько снимков в мастерской художника. Самым ценным кадром оказался тот, который был сделан во время сеанса (см. слайд-шоу). Шаляпин вальяжно расположился со своим французским бульдогом Булькой на просторном, называемом тогда турецким, диване у окна, а Репин стоит перед большим холстом, на котором уже виден нанесённый углем рисунок фигуры и полностью прописана маслом голова певца. Так уж сложилось, что только этот снимок и остался для нас бесценным документом, сохранившим хотя бы в общих чертах вид этого загубленного впоследствии портрета. Несмотря на то, что Репин выставил картину на передвижной выставке в декабре 1914 года в Москве, а в феврале 1915-го в Петербурге, с неё не сохранилось ни одной фотографии. Каким причудливым образом пришло Репину в голову наложить в 1917 году поверх мужественной фигуры Шаляпина обнажённую женщину, никто теперь уже не сможет разгадать, хотя имеется возможность рассмотреть и некоторые косвенные факты. Комашка считал, что Репин переписывал холст по старой акварели, сделанной с Наталии Нордман, умершей уже три года назад. Однако, эта версия представляется не слишком убедительной. 

Художник был страстным поклонником живой натуры, поэтому, скорее всего, он и пользовался живой натурой при "исправлении" картины. Но кто эта женщина? 

Все мемуаристы, вспоминая о стареющем Репине, обычно заявляют о сохранявшейся до конца жизни его влюбчивости и говорят о том, что художник увлекся в 72 года учительницей французского языка. Исследователям удалось установить, что звали её Алисой Ривуар. В репинском архиве имеются несколько её писем на французском языке с неизменным обращением "Дорогой мэтр". Письма направлялись в Куоккалу в случае отмены уроков или сеансов. Летом 1917 года мадам Ривуар сообщает, что у неё появились проблемы с паспортом, но она надеется, что когда-нибудь они встретятся и в Париже. Этому не суждено было сбыться, а вот портрет Алисы Ривуар долгое время оставался неизвестным, так как хранился в частной коллекции в Финляндии. Помечен он 1918 годом, то есть временем, когда Репин его заканчивал. Достаточно бегло взглянуть на изображение, чтобы сразу понять, что у обнажённой женщины то же лицо, что 

и на портрете. Значит, была у Репина живая натура, и он воспользовался этой возможностью для непосредственной работы на холсте. От портрета Шаляпина остались его собака Булька и подпись и дата с левой стороны: "Ил. Ръпин 1914". Позже, по-видимому в момент продажи, Репин переменил буквы в подписи на латинские: "Ilja Repin". Такова краткая история этой необычной картины, которую интересно разглядывать и разгадывать. 

 

 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments