art_observer (art_observer) wrote in history_of_art,
art_observer
art_observer
history_of_art

Category:

Графика Александра Дейнеки в ГТГ

25 мая в Третьяковской галерее на Крымском Валу состоялось открытие выставки "Графика Александра Дейнеки из собрания Курской государственной картинной галереи". Выставка приурочена к 110-летию одного из крупнейших советских художников и открывает серию юбилейных экспозиций, которые планируется провести в ГТГ, Русском музее, а также в галерее Тейт и музее Гуггенхайма в 2010-2011 гг. 

Исторически сложилось так, что Александр Александрович Дейнека большинству зрителей известен по преимуществу как живописец и монументалист. При  упоминании его имени в голову в первую очередь приходят могучие персонажи революции и гражданской войны, рабочие и спортсмены. 
Однако при посещении выставки возникает совершенно иной образ художника. Среди 150 работ, представленных в экспозиции, есть и ранние рисунки, выполненные во время учебы во Вхутемасе, в годы работы в журналах «Безбожник у станка», «Прожектор», «Даешь», в командировках в Севастополь и поездке по Америке и Западной Европе, и военные зарисовки, натурные фиксации, наброски, эскизы картин, самостоятельная графика.

Экспозицию открывают произведения, выполненные в годы учебы на графическом факультете Вхутемаса (1921–1925) у В.А.Фаворского и И.И.Нивинского. Влияние гравюр Фаворского сказывается в характере упругого штриха, которым начинающий художник лепит обобщенную форму, нащупывая собственный почерк. Особый пласт работ связан с деятельностью Дейнеки в сфере журнальной графики. Рисунки для журналов демонстрируют умение виртуозно разыграть тему «черного и белого», а равно поразительную зоркость, с какой молодой художник видел жизнь во всех ее проявлениях. В небольших листах заложено монументальное начало; ощутимы лаконизм и точность приемов автора, яркие, емкие образы создаются буквально "одной линией". 

В серии крымских работ 1930-х особые циклы составляют акварели с изображением военной техники и пляжные зарисовки. Главная тема листов с самолетами и кораблями Черноморского флота – скорость, стремительная смена пространственных впечатлений. Вместе с тем, пляжные зарисовки, выполненные «на одном касании» линии, полны идиллической безмятежности.

Зимой и весной 1935 Дейнека совершил большое путешествие: с выставкой советского искусства он провел три месяца в США, посетил Францию и Италию. В рисунках заметно, как в каждой стране художник менял манеру, фиксируя то ритмы Америки, то атмосферу Парижа, то римскую повседневность. Здесь сказывается удивительная объективность мастера, умение погрузиться в стихию жизни и отразить ее без идеологизирования и предвзятости. Серия американских шаржей выявляет экспрессивный дар автора.

Экспрессией, порой на грани сюрреалистичности, отмечена и военная графика. Побывав зимой 1942 в районе боевых действий, художник позже признавал, что тема войны еще ждет осмысления. Не все из увиденного нашло продолжение в станковых листах и полотнах, однако военные зарисовки Дейнеки ценны как документ эпохи. Образ победы, сменившего войну мира воплощен в оглушительной тишине берлинских развалин в июне 1945; преодоления трагедии – в венских зарисовках 1946–1947.

Особый раздел выставки – женские модели разных лет. Образы натурщиц, которые художник создавал на протяжении всей жизни, вновь свидетельствуют о полнокровном чувстве бытия, присущем Дейнеке – человеку и художнику. Рубенсовские формы в сочетании с эстетикой Амедео Модильяни и, отчасти, Эгона Шиле производят неизгладимое впечатление и открывают зрителям совершенно нового Дейнеку.

Сегодня наследие Александра Дейнеки ждет нового прочтения: именно графика может стать отправной точкой в формировании современного взгляда на его творчество. 
На открытии была презентована великолепно изданная книга "Дейнека. Графика" - первый том из предполагаемого трехтомника. Вторая книга будет посвящена живописи художника, третья - монументально-декоративному искусству и скульптуре.





Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments