art_observer (art_observer) wrote in history_of_art,
art_observer
art_observer
history_of_art

Categories:

Алексей Исупов в Третьяковской галерее

Сегодня в Инженерном корпусе Третьяковской галереи открывается выставка живописи и графики Алексея Исупова из собрания Кировского областного художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых. Поводов для нее нашлось сразу несколько – 120-летие художника, 100-летие Кировского музея, одним из основателей которого был Исупов, сам уроженец Вятки (в советское время Кирова). К тому же эта выставка – 35-я в рамках многолетнего проекта Третьяковской галереи "Золотая карта России", показывающего в Москве коллекции различных музеев, в которых благодаря щедрости советской распределительной системы действительно хранится немало ценного. Хотя показать Исупова стоило бы и без всяких поводов – его творчество знают незаслуженно мало, и в основном те антиквары, в чьи руки его работы попадают для продажи, и редкие коллекционеры искусства первой половины ХХ века. На выставке представлено 50 живописных и 20 графических работ разных периодов и жанров, так что представление о его творчестве получается хоть и не полным, но достаточно убедительным. 
Выставка называется "Алексей Исупов. Россия – Италия" – так сложилось, что его жизнь была связана с этими двумя странами. 
Художественное образование Алексей Исупов получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1908-12), где его учителями были Аполлинарий Васнецов, Абрам Архипов, Валентин Серов и Константин Коровин – неплохой, надо сказать, "набор" для начинающего живописца. Зная их творчество несложно угадать, чьи уроки припоминал Исупов, работая над той или иной картиной, представленной на выставке – влияние Васнецова угадывается в картине "Старая Москва. Нескучный сад" с солнечными бликами, проникающими сквозь зеленую листву, Архипова – в портрете жены художника за прялкой в ярко-красном платье, Коровина – в том как написан снег в зимнем пейзаже "Дворик в провинции", Серова – в многочисленных портретах (при желании можно сравнить композицию центральной работы экспозиции "Перед зеркалом" с портретом Генриетты Гиршман и найти параллели), а также в графических работах, которые выдают, помимо дара рисовальщика, хорошую профессиональную школу. Еще до окончания училища, Исупов начал участвовать в выставках Союза русских художников и Товарищества передвижников, затем в столичных конкурсах живописи и международных проектах. Ранние пейзажи принесли ему признание и известность в качестве одного из русских пленэристов.
Первая Мировая война привела Исупова в Среднюю Азию – мобилизованный в армию в 1915 году, он вскоре был командирован в Самарканд в распоряжение Комиссии по охране и реставрации памятников старины и искусства, где проработал до 1921 года. От этого периода остались характерные восточные сцены в чайханах и пейзажи, а также ряд живописных полотен, плохо вписывающихся в общую канву его творчества – плоскостные, в духе наивного искусства, странные темперные портреты азиатских жителей. 
Вернувшись в Москву, Исупов пытался утвердиться на советской художественной сцене, но тщетно. А в 1926 году он выехал на лечение в Италию, откуда уже не вернулся. И хотя биографы свидетельствуют, что о возвращении на родину он мечтал до конца дней, 30 лет итальянской жизни стали самыми плодотворными в его творчестве. Интересно наблюдать, как изменилась его живописная манера – более подвижным стал мазок, больше светоносности появилось в портретах, ярче стали цвета в натюрмортах. Появилась та легкость и воздушность, которой итальянский климат способствует, видимо, гораздо больше московского.

Выставка продлится до 2 августа 2009 года. 

Илл. в тексте:
Перед зеркалом. 1944 г.
Старая Москва. Нескучный сад. 1918 г.
Самарканд. 1921 г
.

И еще немного живописи:
Дворик в провинции. 1910 г.

Чайхана. У пруда. 1920-21 г.
Портрет жены художника. За прялкой. 1930-е гг.

Женщина из Сканно. 1928 г. 

Автопортрет с собакой Ватрушкой. 1942 г.


 
 
Tags: 20 век, Россия, выставки, живопись
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments