?

Log in

No account? Create an account

История искусств

Живопись, графика, скульптура, архитектура от древности до ХХ века

Previous Entry Share Next Entry
Утерянные шедевры: советская кабинетная скульптура Е.Янсон-Манизер
Burivuh
art_observer wrote in history_of_art
 

Искусство советского периода давно уже не воспринимается только как явление, иллюстрирующее директивы определенного политического строя. И если многие произведения живописцев и графиков этого времени высоко ценятся коллекционерами и любителями искусства, широко представлены на выставках, аукционах и в коллекциях многих галерей, то скульптура, к сожалению, по-прежнему ассоциируется в первую очередь с бесконечными изображениями партийных вождей и революционных героев, украшавшими центральные площади и парки всех городов на необъятных просторах СССР.   

Эти материалом мы начинаем серию статей, посвященных иным аспектам творчества советских скульпторов, в первую очередь так называемой "кабинетной бронзе" или же скульптуре малых форм. Изредка работы того или иного художника появляются в каталогах аукционных домов, но информации об этих произведениях крайне мало.Это, в целом, неудивительно, потому что подобные вещи, как правило, отливались крайне малыми тиражами в качестве представительских подарков видным государственным и партийным деятелям как отечественным, так и иностранным, поэтому в поле зрения коллекционеров и искусствоведов не попадали. Вероятно поэтому описание практически любой кабинетной скульптуры неизменно заканчивается словами: представляет музейный и художественный интерес, на антикварном рынке в России и за рубежом является редкостью.

 

Сегодня мы остановимся на жизни и творчестве замечательного скульптора Елены Александровны Янсон-Манизер, известной в первую очередь благодаря скульптурам, отлитым для станций московского метро, а также благодаря памятнику  Г. Улановой, созданному в 1936 году (на фото), который первоначально  был установлен в Центральном парке культуры и отдыха на Елагином острове в Ленинграде. Около 20 лет назад состояние памятника значительно ухудшилось, он был демонтирован и помещен в запасные фонды Елагиноостровского дворца-музея. В преддверии 300-летия Санкт-Петербурга сотрудники Академии Русского балета разыскали скульптуру в музейных запасниках. По собственной инициативе и за свой счет Академия отреставрировала памятник и приняла его на ответственное хранение. К 94-й годовщине со дня рождения великой русской балерины скульптура была установлена во дворе Санкт-Петербургской Академии русского балета имени А.Я. Вагановой.

Елена Янсон-Манизер родилась в 1890 году, в  семье петергофского ремесленника. Окончив гимназию в 1911 г., поступила на частные архитектурные курсы Е. Ф. Багаевой в Санкт-Петербурге. С 1914 г училась на архитектурном факультете Политех нического института, и, не окончив его, в 1917 г. перешла на архитек турный факультет Академии-художеств  в Петрограде. Совмещала учебу с работой чертежницы, принимала участие в археологических экспедициях (Бах чисарай, Керчь, Херсон). Работала помощницей театрального декорато ра (с 1918) в Первом государственном театре марионеток, где начала лепить и вырезать из дерева фигурки кукол. В 1921 г., возобновив учебу, пе решла на скульптурный факультет в мастерскую Матвея Манизера, а в 1926 г. стала его женой. Участвовала в конкурсе проектов памят ника Ленину у Финляндского вокзала (1924), получила пятую пре мию. Окончила Академию Художеств в 1925 г., представив на защите дипломной работы че тыре скульптурных произведения. Член АХРР (с 1925). 

Создавала портреты, монументально-декоративные рельефы, меда ли, станковые композиции. Автор статуэток «Старт в воду», «Баскетболистка», «Ядротолкатель» (1926), которые в 1930-х были увеличены, от литы в бронзе и установлены в парках культуры и отдыха Москвы и Ленинграда. Автор скульптурной группы «Две физкультурницы» (1937). Участвовала в оформлении станции метро «Динамо», создала 24 сюжета круглых фарфоровых рельефов, посвященных разным видам физкульту ры и спорта. Исполнила статуи и скульптурные портреты трехкратной чемпионки мира по конькобежному спорту М. Г. Исаковой и легкоатлет ки А. В. Чудиной. Оформила станцию метро «Серпуховская» (1949), соз дав 16 барельефов на тему многонациональная дружба народов СССР и рельефный портрет Сталина в окружении знамен. Любимая тема — изображе ние танца. Создала серию (1934—1937) из семи скульптур на тему бале тов «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Ромео и Джульетта», «Египетские ночи». Исполнила для Ломоносовского фарфорового завода (1950-е) серию статуэток «Гирей сидящий», «Гирей с плащом», «Зарема с зеркалом», «Зарема с кинжалом», «Мария с шарфом», «Мария сидящая». Часть выполненных в фар форе статуэток позднее была повторена в чугуне. Скульптуры «Зарема — балерина Каминская», «Майя Плисецкая в танцах персидок», «Испанка с веером» с большим успехом тиражировались (конец 1950-х—1980-е) в Каслях и Кусе.


А теперь несколько примеров малой пластики Е.А.Янсон-Манизер. 

 

Скульптура «Футболист», отлитая в бронзе по модели 1926 года Е.А.Янсон-Манизер, отражает большой интерес и всеобщую любовь к такому виду спорта как футбол. Именно в 1920-е годы, когда в молодом Советском государстве со стороны партии и правительства была проявлена забота и внимание к всеобщему развитию физической культуры и спорта, в творчестве Янсон-Манизер впервые появляются работы на актуальную спортивную тематику. В 1926 году ею, кроме скульптурной (авторской) модели «Футболиста», были созданы и такие блестящие по своим художественным достоинствам работы, как «Старт в воду», «Баскетболистка», «Толкатель ядра».

В виде декоративной интерьерной скульптуры, уменьшенной в своих габаритах до размера камерной «кабинетной» пластики, такие работы Янсон-Манизер как «Футболист», могли использоваться в 1930-1960-е годы для украшения служебных помещений руководящего состава многочисленных физкультурно-спортивных обществ и спортивных комитетов, служить почетной наградой за успехи в спортивных соревнованиях или, как свидетельствует надпись на экспертируемой работе, быть переходящим призом в районных играх на первенство города по футболу. Главным достоинством данной скульптуры является великолепная реалистическая точность в передаче анатомических характеристик мускулистого и «накаченного» человеческого тела, в убедительном показе стремительного броска, бега, прыжка или момента удара по мячу. Все персонажи скульптора убедительно выразительны и идеальны в своей физической красоте, динамика их поз насыщена большой внутренней экспрессией, прекрасно передающей накал спортивной борьбы и личного стремления к победе.

Скульптура «Футболист» относится к числу наиболее удачных и совершенных в творческом плане работ художницы, которые знаменовали собой в 1920-е годы (время создания авторской модели) становление нового советского изобразительного искусства. В уменьшенном камерном виде, как «кабинетная» скульптура, работа «Футболист» Е. Янсон-Манизер могла быть отлита в бронзе после Второй мировой войны, в конце 1940-х – 1950-е годы. Работа выполнена на высоком художественно-техническом уровне и местом ее производства, скорее всего, являлось одно из бронзолитейных производств Москвы (возможно, производственная мастерская «Всекохудожника»).

Скульптура "Рабочий", изображающая сидячего рабочего с молотом (кувалдой) в правой опущенной руке. 

Бронза. Литье. Патинирование.

Размер: 38,6х24,5х21,8 см.

Скульптура является раритетным и оригинальным образцом отечественной малой скульптурной пластики (т. н. «кабинетной») раннего советского периода. По своим художественно-стилистическим признакам, манере лепки, тематике, технике исполнения в материале, скульптура может быть датирована 1936-19З9г.г., и отнесена к кругу эксклюзивных, заказных отливок в бронзе, изготовленных на специальном предприятии в Ленинграде, которое выполняло монументальное и камерное, литье из бронзы по моделям ведущих советских скульпторов и архитекторов, в рамках генерального сталинского плана реконструкции Москвы, в т.ч. и для станций московского метро.

Скульптура "Рабочий" является наглядным примером единичных, штучных, заказных, подарочных изделий для представителей высшего партийного и советского руководства СССР. Данная скульптура - это авторский вариант, реплика в масштабе малой скульптурной бронзовой пластики, монументальной скульптуры «Рабочий», которую Е.А.Янсон-Манизер вместе со своим мужем М.Г.Манизером делали для станции «Площадь революции» московского метро. Рассматриваемая скульптура выполнена на высоком профессиональном художественном уровне, с отличной скульптурно-пластической проработкой фигуры рабочего в манере скульптурного импрессионизма, и с безукоризненным качеством исполнения в материале. Ее неординарность и уникальность подчеркивает и время изготовления, и малочисленность произведений авторской малой скульптурной пластики в бронзе в 1930-е гг. делавшейся только как заказные работы для представительских подарков руководству партии и страны.

 

Скульптура «Дискоболка» отлита в бронзе на известном ленинградском заводе «Монументскульптура» в 1950-е годы по модели Е.А.Янсон-Манизер. Модель, по которой отлита экспертируемая работа, является парафразой одноименной парковой скульптуры в бронзе Янсон-Манизер 1934 г., уменьшенной в своих размерах до состояния камерной интерьерной пластики. В отличие от парковой скульптуры «Дискоболка» 1934 г., показывающей обнаженную женскую фигуру спортсменки в соответствии с неоакадемической традицией в изобразительном искусстве кон. 19-нач. 20 вв., экспертируемая работа трактована с позиций социалистического реализма послевоенного времени. Это проявилось в нежелании шокировать зрителя показом обнаженной женской натуры, противоречившим морально-этическим нормам советского искусства 1950-х гг., в результате чего фигура молодой девушки была «одета» в спортивную одежду - трусы и майку.


Скульптура «Конькобежка» на квадратной подставке с внешней поверхностью, имитирующей ледяную дорожку стадиона. Модель 1948-1949 года.

 

Бронза, литье, патинирование.

Размеры: 28х16,5х16,5 см.

Клейма и надписи: на подставке надпись (клеймо) завода-изготовителя «Монументскульптура». СССР, г. Ленинград, завод художественного литья «Монументскульптура», отливка конца 1940-нач. 1950-х годов (ориентировочно 1949-1950 г.).

Скульптура «Конькобежка» изображает с большим портретным сходством советскую спортсменку, абсолютную чемпионку мира (1948-1950) и СССР (1945-1949) в скоростном беге на коньках Марию Григорьевну Исакову (р.1918). Данная работа выполнена на высоком художественно-техническом уровне и отличается большой реалистической верностью в передаче образа известной спортсменки, показанной в момент спортивного соревнования. Вероятно, идея создать скульптурный образ М.Г. Исаковой возникла в связи с ее победами на Чемпионатах мира в 1948-1950 г. и желанием еще раз показать актуальность темы спорта в советском искусстве и в общественной жизни страны. Для этой скульптуры, как и для всего творчества Янсон-Манизер, характерны академически точно выполненная скульптурная композиция с созданием психологически верного образа своего современника, с сохранением, в данном случае, портретного сходства и особенностей физического сложения портретируемого персонажа. Бронзовые фигуры на темы спорта и классического балета, отлитые по моделям Янсон-Манизер, составляют «золотой фонд» советской скульптурной пластики 20 века и многие из них хранятся в музейных собраниях (например, в коллекции Государственной Третьяковской Галереи).

 

Фотографии скульптур и описания предоставлены Галереей Искусств Елены Зениной.