art_observer (art_observer) wrote in history_of_art,
art_observer
art_observer
history_of_art

Categories:

Утерянные шедевры: советская кабинетная скульптура Е.Янсон-Манизер

 

Искусство советского периода давно уже не воспринимается только как явление, иллюстрирующее директивы определенного политического строя. И если многие произведения живописцев и графиков этого времени высоко ценятся коллекционерами и любителями искусства, широко представлены на выставках, аукционах и в коллекциях многих галерей, то скульптура, к сожалению, по-прежнему ассоциируется в первую очередь с бесконечными изображениями партийных вождей и революционных героев, украшавшими центральные площади и парки всех городов на необъятных просторах СССР.   

Эти материалом мы начинаем серию статей, посвященных иным аспектам творчества советских скульпторов, в первую очередь так называемой "кабинетной бронзе" или же скульптуре малых форм. Изредка работы того или иного художника появляются в каталогах аукционных домов, но информации об этих произведениях крайне мало.Это, в целом, неудивительно, потому что подобные вещи, как правило, отливались крайне малыми тиражами в качестве представительских подарков видным государственным и партийным деятелям как отечественным, так и иностранным, поэтому в поле зрения коллекционеров и искусствоведов не попадали. Вероятно поэтому описание практически любой кабинетной скульптуры неизменно заканчивается словами: представляет музейный и художественный интерес, на антикварном рынке в России и за рубежом является редкостью.

 

Сегодня мы остановимся на жизни и творчестве замечательного скульптора Елены Александровны Янсон-Манизер, известной в первую очередь благодаря скульптурам, отлитым для станций московского метро, а также благодаря памятнику  Г. Улановой, созданному в 1936 году (на фото), который первоначально  был установлен в Центральном парке культуры и отдыха на Елагином острове в Ленинграде. Около 20 лет назад состояние памятника значительно ухудшилось, он был демонтирован и помещен в запасные фонды Елагиноостровского дворца-музея. В преддверии 300-летия Санкт-Петербурга сотрудники Академии Русского балета разыскали скульптуру в музейных запасниках. По собственной инициативе и за свой счет Академия отреставрировала памятник и приняла его на ответственное хранение. К 94-й годовщине со дня рождения великой русской балерины скульптура была установлена во дворе Санкт-Петербургской Академии русского балета имени А.Я. Вагановой.

Елена Янсон-Манизер родилась в 1890 году, в  семье петергофского ремесленника. Окончив гимназию в 1911 г., поступила на частные архитектурные курсы Е. Ф. Багаевой в Санкт-Петербурге. С 1914 г училась на архитектурном факультете Политех нического института, и, не окончив его, в 1917 г. перешла на архитек турный факультет Академии-художеств  в Петрограде. Совмещала учебу с работой чертежницы, принимала участие в археологических экспедициях (Бах чисарай, Керчь, Херсон). Работала помощницей театрального декорато ра (с 1918) в Первом государственном театре марионеток, где начала лепить и вырезать из дерева фигурки кукол. В 1921 г., возобновив учебу, пе решла на скульптурный факультет в мастерскую Матвея Манизера, а в 1926 г. стала его женой. Участвовала в конкурсе проектов памят ника Ленину у Финляндского вокзала (1924), получила пятую пре мию. Окончила Академию Художеств в 1925 г., представив на защите дипломной работы че тыре скульптурных произведения. Член АХРР (с 1925). 

Создавала портреты, монументально-декоративные рельефы, меда ли, станковые композиции. Автор статуэток «Старт в воду», «Баскетболистка», «Ядротолкатель» (1926), которые в 1930-х были увеличены, от литы в бронзе и установлены в парках культуры и отдыха Москвы и Ленинграда. Автор скульптурной группы «Две физкультурницы» (1937). Участвовала в оформлении станции метро «Динамо», создала 24 сюжета круглых фарфоровых рельефов, посвященных разным видам физкульту ры и спорта. Исполнила статуи и скульптурные портреты трехкратной чемпионки мира по конькобежному спорту М. Г. Исаковой и легкоатлет ки А. В. Чудиной. Оформила станцию метро «Серпуховская» (1949), соз дав 16 барельефов на тему многонациональная дружба народов СССР и рельефный портрет Сталина в окружении знамен. Любимая тема — изображе ние танца. Создала серию (1934—1937) из семи скульптур на тему бале тов «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Ромео и Джульетта», «Египетские ночи». Исполнила для Ломоносовского фарфорового завода (1950-е) серию статуэток «Гирей сидящий», «Гирей с плащом», «Зарема с зеркалом», «Зарема с кинжалом», «Мария с шарфом», «Мария сидящая». Часть выполненных в фар форе статуэток позднее была повторена в чугуне. Скульптуры «Зарема — балерина Каминская», «Майя Плисецкая в танцах персидок», «Испанка с веером» с большим успехом тиражировались (конец 1950-х—1980-е) в Каслях и Кусе.


А теперь несколько примеров малой пластики Е.А.Янсон-Манизер. 

 

Скульптура «Футболист», отлитая в бронзе по модели 1926 года Е.А.Янсон-Манизер, отражает большой интерес и всеобщую любовь к такому виду спорта как футбол. Именно в 1920-е годы, когда в молодом Советском государстве со стороны партии и правительства была проявлена забота и внимание к всеобщему развитию физической культуры и спорта, в творчестве Янсон-Манизер впервые появляются работы на актуальную спортивную тематику. В 1926 году ею, кроме скульптурной (авторской) модели «Футболиста», были созданы и такие блестящие по своим художественным достоинствам работы, как «Старт в воду», «Баскетболистка», «Толкатель ядра».

В виде декоративной интерьерной скульптуры, уменьшенной в своих габаритах до размера камерной «кабинетной» пластики, такие работы Янсон-Манизер как «Футболист», могли использоваться в 1930-1960-е годы для украшения служебных помещений руководящего состава многочисленных физкультурно-спортивных обществ и спортивных комитетов, служить почетной наградой за успехи в спортивных соревнованиях или, как свидетельствует надпись на экспертируемой работе, быть переходящим призом в районных играх на первенство города по футболу. Главным достоинством данной скульптуры является великолепная реалистическая точность в передаче анатомических характеристик мускулистого и «накаченного» человеческого тела, в убедительном показе стремительного броска, бега, прыжка или момента удара по мячу. Все персонажи скульптора убедительно выразительны и идеальны в своей физической красоте, динамика их поз насыщена большой внутренней экспрессией, прекрасно передающей накал спортивной борьбы и личного стремления к победе.

Скульптура «Футболист» относится к числу наиболее удачных и совершенных в творческом плане работ художницы, которые знаменовали собой в 1920-е годы (время создания авторской модели) становление нового советского изобразительного искусства. В уменьшенном камерном виде, как «кабинетная» скульптура, работа «Футболист» Е. Янсон-Манизер могла быть отлита в бронзе после Второй мировой войны, в конце 1940-х – 1950-е годы. Работа выполнена на высоком художественно-техническом уровне и местом ее производства, скорее всего, являлось одно из бронзолитейных производств Москвы (возможно, производственная мастерская «Всекохудожника»).

Скульптура "Рабочий", изображающая сидячего рабочего с молотом (кувалдой) в правой опущенной руке. 

Бронза. Литье. Патинирование.

Размер: 38,6х24,5х21,8 см.

Скульптура является раритетным и оригинальным образцом отечественной малой скульптурной пластики (т. н. «кабинетной») раннего советского периода. По своим художественно-стилистическим признакам, манере лепки, тематике, технике исполнения в материале, скульптура может быть датирована 1936-19З9г.г., и отнесена к кругу эксклюзивных, заказных отливок в бронзе, изготовленных на специальном предприятии в Ленинграде, которое выполняло монументальное и камерное, литье из бронзы по моделям ведущих советских скульпторов и архитекторов, в рамках генерального сталинского плана реконструкции Москвы, в т.ч. и для станций московского метро.

Скульптура "Рабочий" является наглядным примером единичных, штучных, заказных, подарочных изделий для представителей высшего партийного и советского руководства СССР. Данная скульптура - это авторский вариант, реплика в масштабе малой скульптурной бронзовой пластики, монументальной скульптуры «Рабочий», которую Е.А.Янсон-Манизер вместе со своим мужем М.Г.Манизером делали для станции «Площадь революции» московского метро. Рассматриваемая скульптура выполнена на высоком профессиональном художественном уровне, с отличной скульптурно-пластической проработкой фигуры рабочего в манере скульптурного импрессионизма, и с безукоризненным качеством исполнения в материале. Ее неординарность и уникальность подчеркивает и время изготовления, и малочисленность произведений авторской малой скульптурной пластики в бронзе в 1930-е гг. делавшейся только как заказные работы для представительских подарков руководству партии и страны.

 

Скульптура «Дискоболка» отлита в бронзе на известном ленинградском заводе «Монументскульптура» в 1950-е годы по модели Е.А.Янсон-Манизер. Модель, по которой отлита экспертируемая работа, является парафразой одноименной парковой скульптуры в бронзе Янсон-Манизер 1934 г., уменьшенной в своих размерах до состояния камерной интерьерной пластики. В отличие от парковой скульптуры «Дискоболка» 1934 г., показывающей обнаженную женскую фигуру спортсменки в соответствии с неоакадемической традицией в изобразительном искусстве кон. 19-нач. 20 вв., экспертируемая работа трактована с позиций социалистического реализма послевоенного времени. Это проявилось в нежелании шокировать зрителя показом обнаженной женской натуры, противоречившим морально-этическим нормам советского искусства 1950-х гг., в результате чего фигура молодой девушки была «одета» в спортивную одежду - трусы и майку.


Скульптура «Конькобежка» на квадратной подставке с внешней поверхностью, имитирующей ледяную дорожку стадиона. Модель 1948-1949 года.

 

Бронза, литье, патинирование.

Размеры: 28х16,5х16,5 см.

Клейма и надписи: на подставке надпись (клеймо) завода-изготовителя «Монументскульптура». СССР, г. Ленинград, завод художественного литья «Монументскульптура», отливка конца 1940-нач. 1950-х годов (ориентировочно 1949-1950 г.).

Скульптура «Конькобежка» изображает с большим портретным сходством советскую спортсменку, абсолютную чемпионку мира (1948-1950) и СССР (1945-1949) в скоростном беге на коньках Марию Григорьевну Исакову (р.1918). Данная работа выполнена на высоком художественно-техническом уровне и отличается большой реалистической верностью в передаче образа известной спортсменки, показанной в момент спортивного соревнования. Вероятно, идея создать скульптурный образ М.Г. Исаковой возникла в связи с ее победами на Чемпионатах мира в 1948-1950 г. и желанием еще раз показать актуальность темы спорта в советском искусстве и в общественной жизни страны. Для этой скульптуры, как и для всего творчества Янсон-Манизер, характерны академически точно выполненная скульптурная композиция с созданием психологически верного образа своего современника, с сохранением, в данном случае, портретного сходства и особенностей физического сложения портретируемого персонажа. Бронзовые фигуры на темы спорта и классического балета, отлитые по моделям Янсон-Манизер, составляют «золотой фонд» советской скульптурной пластики 20 века и многие из них хранятся в музейных собраниях (например, в коллекции Государственной Третьяковской Галереи).

 

Фотографии скульптур и описания предоставлены Галереей Искусств Елены Зениной.

 

 
Tags: 20 век, соцреализм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments