Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Categories:

Живая скульптура Фальконе

Путешествуя по залам французского искусства в Зимнем дворце, нельзя не остановиться перед прелестным Амуром. Одной рукой он прижимает палец к губам, как бы призывая хранить тайну, а другой рукой потихоньку достает стрелу из колчана:

Амур. Фальконе



Имя автора этой скульптуры хорошо известно, только в связи с совсем другой его работой – памятником Петру I, которого мы давно, вслед за Пушкиным, величаем «Медным всадником». Неужели это один и тот же скульптор?! Да – Этьен Морис Фальконе. Рекомендованный Екатерине II ее корреспондентом и знаменитым энциклопедистом Д.Дидро этот мастер был известен у себя на родине не монументальными произведениями, а статуэтками для Севрской мануфактуры. Для знаменитой фарфоровой фабрики он работал вместе с живописцем Буше, а покровительство оказывала ему маркиза де Помпадур. Именно для нее он изваял «Грозящего Амура», вызвавшего всеобщее восхищение в Салоне 1757 года. Он хранится сейчас в Лувре, эрмитажная скульптура – одно из авторских повторений. Она была выполнена Фальконе по заказу графа Строганова.

Амур. Фальконе


«Грозящий Амур» Фальконе – один из главных образов эпохи рококо. И по содержанию: тема чувств и самого изменчивого из них – любви, центральная для искусства этого стиля. И по типажу: детство, ранняя юность с их нежными и мягкими формами – идеал красоты эпохи. И по форме: перед нами по-настоящему «круглая скульптура», которую хочется обойти кругом, которая в каждом ракурсе как бы меняется у нас на глазах. Это поистине живая скульптура. Не случайно она становится участницей живописных композиций.
«Амур» Фальконе фигурирует в одной из самых знаменитых картин эпохи – «Счастливых возможностях качелей» (1767) Фрагонара из собрания Уоллес в Лондоне:

Фрагонар. Качели

http://www.wga.hu/index.html

Тот тип пластики рококо, который утвердился в середине 18 века, раньше появился в картинах Антуана Ватто еще в 1710-х годах. Почти в каждой картине мастера рядом с флиртующими кавалерами и дамами оказывается скульптура. Вот чудесное серебристое полотно из собрания Дрезденской галереи, где расфуфыренный и напыщенный кавалер скосил глаза на обнаженную и совершенно естественную нимфу:

Ватто

http://www.wga.hu/index.html

А вот фрагмент другого «Галантного празднества» из той же коллекции, где обнаженная Венера кажется более живой, чем слегка кукольные фигурки кавалеров и дам:

Ватто

http://www.wga.hu/index.html

В Петербург Фальконе приезжает для работы над статуей Петра I. «Вот вам человек, наделенный истинной гениальностью со всеми ее приметами и несообразностями, - пишет о нем Дидро, - Фальконе исполнен изящества, вкуса, ума, деликатности, прелести и очарования; он груб и вместе обходителен, приветлив и мрачен, нежен и суров; он мнет глину и режет мрамор, но не забывает о чтении и размышлении, он язвителен и доверчив, насмешлив и серьезен…» В Эрмитаже сохранился портрет скульптора, выполненный по заказу Екатерины II его ученицей Мари-Анн Коло:

Колло. Портрет Фальконе

http://www.hermitagemuseum.org/

Вместе со скульптором в Россию прибывает его «Зима», начатая по заказу маркизы де Помпадур, а завершенная для Екатерины II. Грациозная женщина прикрывает краем плаща цветы. У ее ног расколовшаяся чаша с замерзшей водой – символ зимнего холода; куб, на котором она сидит, украшен знаками Зодиака, соответствующими зимним месяцам:

Фальконе. Зима.


Скульптор был доволен своей работой. "Это может быть самая лучшая вещь, какую я только могу сделать…", – писал о статуе сам Фальконе.

Фальконе. Зима.


Но лучшей вещью мастера стала не изящная «Зима», а Петр Первый – «гигант на бронзовом коне». Памятник был торжественно открыт 7 августа 1782 года. И хотя масштаб его совсем иной, а героическая тема и лапидарный язык заставляют забыть о галантности, но что-то от рококо все же остается. Это и пьедестал, уподобленный волне, и извивающаяся змея. Но самое главное, что роднит этот образ с рококо – эффект живой скульптуры:
«Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?»
По-настоящему оживает эта скульптура в поврежденном уме пушкинского Евгения:
«…………..Показалось
Ему, что грозного царя,
Мгновенно гневом возгоря,
Лицо тихонько обращалось...
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой —
Как будто грома грохотанье —
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал.»

Медный всадник
Tags: 18 век, Франция, живопись, рококо, скульптура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments