Tiabaldu (tiabaldu) wrote in history_of_art,
Tiabaldu
tiabaldu
history_of_art

Category:

Моление о чаше. Мантенья, Беллини, Эль Греко



Евангелисты рассказывают, что после Тайной вечери Христос с тремя учениками ушёл в
Гефсиманский сад молиться. С ним были Пётр и братья Заведеевы — Иоанн и Иаков.
Христос сказал им: " Душа моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со
мною" (Мф. 26:38). И, отошедши немного, молился, и во время молитвы обратился к Отцу
своему небесному, говоря: "Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо
Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк. 22:42). И с неба сошёл к Нему ангел
Господень, поднося Ему чашу, чтобы укрепить Его. Иисус Христос, "находясь в борении,
прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю" (Лк. 22:44).

Помолившись, Он вернулся к ученикам, и увидел их спящими, и сказал Петру: " Так ли не
могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение:
дух бодр, плоть же немощна" (Мф. 26: 40–41).

Сказав это, Христос опять отошёл молиться и после молитвы, вновь подойдя к ученикам, по-
прежнему находит их спящими. И в третий раз отошёл Он молиться, а вернувшись к ученикам, в
третий раз застал их спящими; и тогда сказал им: "Вы всё еще спите и почиваете? вот
приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдём: вот,
приблизился предающий Меня" (Мф. 26: 45–46).

Это предатель Иуда успел уже привести стражников и фарисеев, пока Христос, в борении с
минутной слабостью своей, усердно молился до кровавого поту и пока трое учеников его спали
глубоким сном.



Обычно европейские художники, обращавшиеся к этому сюжету, точно следовали евангельскому
тексту и изображали молящегося Христа, и ангела небесного с чашей в руке, и вдалеке идущих
Иуду и стражей, и троих спящих учеников.


Андреа Мантенья

"Моление о чаше" Андреа Мантеньи обильно символами. Коленопреклонённый Спаситель молится на
скале, которая символизирует мужество, силу, твёрдость в вере. Ведь, несмотря на проявление
минутной слабости, Христос сказал Богу Отцу: "Не Моя воля, но Твоя да будет". С неба Ему
являются ангелы. Один из них держит крест, как знак того, что именно на кресте будет распят
Спаситель. В руках другого ангела — копьё, указывающее на то, что копьём будет пронзен
распятый Христос. У третьего ангела — колонна, символ Страстей Господних. По скале от
молящегося Богочеловека убегают кролики — символ робости и плотских похотей. Это означает,
что в двойственной природе Христа (Бога и человека) побеждает духовное, Божеское начало. У
подножия крепко спят трое Его любимых учеников. Сон — символ духовной смерти. Возле них три
что-то грызущих кролика. Это указывает, что в учениках ещё много человеческих слабостей,
которыми и объясняется их сон. На высоком полусухом дереве сидит пеликан — символ Бога Отца и
жертвенной смерти Христа. Внизу, возле спящих учеников, мы видим птенцов пеликана. Согласно
преданию, пеликан вскармливал своих мёртвых птенцов кровью, после чего они воскресали, а сам
он умирал. Эта аллегория указывает на добровольную жертву Христа ради спасения человечества,
ради нравственного воскресения людей. Поэтому Данте называл Его — nostro Pellicano (наш
Пеликан). Скала, на которой находятся Христос и его ученики, отделена от остального мира
руслом ручья, через который перекинут мосток. Мост, соединяющий два берега, символизирует
переход из одного мира в другой: от мира смертных и смерти к миру вечной жизни, бессмертия.
На бесплодной скале рядом с учениками видны ростки новой жизни: растёт молодое деревце и
местами пробивается травка сквозь камни. Этим художник выразил мысль, что новое христианское
учение уже дало ростки в душах учеников и обещает их преображение в апостолов,
проповедников новой веры.


Джованни Беллини

Джованни Беллини отталкивался при создании своей картины "Моление о чаше" от разобранного
выше произведения Андреа Мантеньи. Он заимствовал у мужа своей сестры некоторые элементы
композиции и символики. Христос и его ученики тоже находятся на скале, омываемой рекой, через
которую перекинут мост. Но есть и значительные отличия от картины Мантеньи. Возле спящих
учеников стоит сухое мёртвое дерево, которое резче подчеркивает их духовный сон. Скала
бесплодна. Зато справа видна ограда с открытой дверцей, за которой живая жизнь: трава,
молодые деревца. Это напоминает слова Христа о том, что он дверь и входящий через эту дверь
спасётся. Здесь не мост, а открытые внутрь, в новую жизнь, ворота означают переход от мира
смертных в мир бессмертия, вечной жизни. У Беллини действие происходит на рассвете, что
символизирует конец темноты, в которой пребывало человечество до появления христианства.


Эль Греко

У Эль Греко действие картины происходит также ночью, при луне. Но Христос освещен ярким
светом, исходящим с небес. Он в красном хитоне (символ крестных мук) стоит на коленях на
зелёном холме. Холм — символ высоты духа, а зелень холма символизирует бессмертие и рост духа
святого в человеке. Спящие ученики отделены от Христа спиленным мёртвым деревом. Оно
подчёркивает духовный сон учеников. Над апостолами мы видим ветку вечнозелёного мирта. В
христианском искусстве мирт символизирует обращение язычников в христианскую веру, указывает
на будущую апостольскую деятельность спящих учеников. Плющ, обвивающий камень справа от
учеников, символизирует вечную жизнь и верность. Это характеризует учеников Христа: они будут
верны Его учению, обретут вечную жизнь.



Другие репродукции:



Моление о чаше, фрагмент росписи верхнего храма Спасо-Преображенского собора, после реставрации, 2005

(мозаика собора Святого Марка)


Дуччо (1308-1311)


Альбрехт Дюрер (1471 - 1528)


Тинторетто (?)


Эль Греко (1590-1600)


Фёдор Бруни (1834-1836)


Heinrich Hofmann (1890)


Михаил Нестеров (1898)

Текст цитируется по сайту
http://www.portal-slovo.ru/art/35861.php
(Смирнов В.Л. Моление о чаше. Популярные сюжеты.)

Tags: тематические подборки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments