Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Category:

Вспоминая Прадо: кошка в мастерской

У этой поздней картины Веласкеса два названия: «Пряхи» и «Афина и Арахна»: http://www.museodelprado.es/index.php?id=100&tx_obras[uid]=389&no_cache=1
Когда находишься перед самим полотном, понимаешь, что правильно второе.
Главное действие разворачивается под сводами арки, первый план прописан легко, менее четко, чем этого ожидаешь. А дальний план наполнен светом, манит сложными изысканными красочными сочетаниями. Впрочем, и первый план хорош: кисть словно порхает на наших глазах, создавая фигуру молодой пряхи.
А тут еще видишь кошку, которая мирно дремлет рядом с клубками и клочками шерсти…

Кошка в мастерской.




Что это за странная картина? На втором плане знатные дамы разыгрывают сцену из мифа об Афине и Арахне. Фигура в шлеме – Афина. Она наказывает Арахну, которая не только пыталась превзойти богиню в ремесле, но и позволяла себе непочтение к богам. Сцена разворачивается на фоне ковра, вытканного Арахной. На ковре изображена одна из любовных историй Зевса – похищение Европы. Кстати, автором этого изображения был Тициан.

Афина и Арахна

А на первом плане опять Афина и Арахна, только теперь во время состязания в мастерстве. Афина явилась к Арахне в виде старухи. Именно у ее ног притулилась кошка. А Арахна – это молодая пряха. Кончится для Арахны все плохо – Афина превратит ее в паука.

Порхающая кисть

Почему этот античный миф Веласкес избрал темой для своей картины?
Ответ содержится в «Менинах», где изображена мастерская художника, он сам, его главные заказчики – король и королева, инфанта, придворные, шуты: http://www.museodelprado.es/index.php?id=100&tx_obras[uid]=390&no_cache=1
Там, в полумраке мастерской на стене висят два полотна: «Аполлон и Марсий» и «Афина и Арахна». Обе эти картины о том, как люди состязались в искусстве с богами. Они приблизились к богам или даже превзошли богов. Боги их за это наказали. История Афины и Арахны нам известна, а Аполлон содрал с Марсия кожу. Веласкес идет по пути Арахны и Марсия, останавливая мгновение, создавая на полотне новую реальность.
Веласкес – удивительный мастер. Рядом с его картинами понимаешь, что такое шедевр. Это такое произведение искусства, которое создано как будто сейчас. Художник рассказывает нам о себе самое главное и при этом остается загадкой, которую каждый додумывает сам.

P.S. Диего Веласкес очень быстро достиг самой высокой точки, которая была возможна для художника в Испании 17 века – он был живописцем короля. Он жил во дворце рядом со своими полотнами. Он стал гофмаршалом двора – в его обязанности входило не только устройство празднеств, но и забота об отхожих местах во дворце. Он, как никто, был свободен в своем творчестве. И он же был «пленником» короля, поэтому с такой симпатией он изображал других «пленников» - шутов и дураков. На его памятнике высечено: «живописцу истины».
Tags: 17 век, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments