punto_di_vista (punto_di_vista) wrote in history_of_art,
punto_di_vista
punto_di_vista
history_of_art

Category:

Донна Велата и немного о портретной живописи Рафаэля



Важным аспектом живописи Рафаэля является пространство. Художник конструирует пространство, которое не только кажется трехмерным, но почти физически переживается глазом. Именно такое микропространство Рафаэль создает для Донны Велаты, накидывая на нее покрывало. Композиция портретов Рафаэля всегда закрыта от зрителя, этому служит стандартная для него композиционная схема с рукой, выдвинутой вперед.

Пространство Донны Велаты хотя и объемно, но очень невелико, фактически, женщина помещена между пышным рукавом, покрывалом и своей правой рукой — эта небольшое часть картины все место, отведенное здесь человеку, остальное скорее уже фон. Такое же небольшое пространство Рафаэль отводи и героям других своих портретов, художник либо ограничивает их креслом или архитектурными деталями,

либо просто фоном, который у Рафаэля не бывает глубинным

(ранние портреты на фоне пейзажа скорее дань школе Перуджино, кроме того ландшафты лежат уже в другом микропространстве нежели человек).

При небольшом размере пространства портретируемым никогда не бывает в нем тесно, возможно, это достигается благодаря почти что гипертрофированной трехмерности. Взгляд зрителя в Донне Велате будто по спирали приближается к центру — лицу модели. Вначале взгляд скользит по полукругу покрывала, платья и правой руки, затем — по заколке и вороту рубашки, потом — ожерелье и линия волос, подбородок и брови, и наконец — губы и глаза. Именно поэтому лицо женщины воспринимается как драгоценный камень в оправе.

Любопытно сравнить «Женщину под покрывалом» с ранним портретом Маддалены Дони.

Принципиальным отличием в трактовке личности здесь является то, что Маддалена репрезентативна и статична, она показывает себя зрителю в неком своем усредненном вневременном состоянии. Донна Велата напротив очень конкретна и сиюминутна, в ней нет устойчивого равновесия сеньоры Дони. Покрывало чуть сползло с головы, по заколке пробежал блик, из прически выбился локон, случайным жестом она поправляет лиф, завязки на платье перекрутились. Кажется, что через секунду она изменит позу, блики исчезнут, покрывало упадет — и разрушится весь микромир, созданный художником, чтобы выявить ее красоту. Сиюминутносить прекрасного, наверное, в этом чувстве — конец Ренессанса.
На Донну Велату внешне похожей кажется другая работа Рафаэля, так называемая Форнарина.

Считается, что эта работа мастерской, главным аргументом в пользу этого является грубость живописи (по репродукции не видно, придется поверить на слово). А что с композицией? Фактически повторены те же приемы, что и Донне Велате, но вместо покрывала микропространство создает листва дерева (прием заимствованный у Леонардо, портрета Джиневры Бенчи).

Отличием Форнарины и Донны Велаты является то что здесь нет неустойчивости, придающей прелесть Донне Велате, художник не только не вводит детали, не только не использует сфумато, но и напротив огрубляет, акцентирует тени, придает жестам нарочитость, все это придет женщине несколько вульгарный вид. Кроме того, от того, что модель обнажена, картина воспринимается не столько как портрет, сколько как аллегория.


P.S. Пока я вглядывалась в Донну Велату я заметила, что примерно на уровне плеча покрывало лежит неровно, возможно, конечно, это изгиб плеча, или складки платья. Но тогда бросается в глаза анатомическая неточнсоть. А, возможно, эта женщина — горбунья, и художник с помощью покрывала, не только замаскировал недостаток, но и сделал ее красавицей. Так же, как, например, скрыл косоглазие Томмазо Ингирами. Исключительно мои домыслы.



Tags: теория
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…