art_observer (art_observer) wrote in history_of_art,
art_observer
art_observer
history_of_art

Categories:

Не пропустите! Русские художники-путешественники и юсуповский фарфор

Если в ближайшие или какие-нибудь последующие летние выходные несмотря на прогнозы все же случится хорошая погода, и вы не уедете на дачу к себе или друзьям на шашлыки, и вам захочется совместить прогулку на каком-то хоть подобии природы с культурной программой, и если, как и мы, вы живете в Москве – то вот вам как повод для размышления два варианта разумного сочетания воды, зелени, архитектуры и выставочных красот.
Вариант первый – выставка Русского музея "Вокруг света с мольбертом" в музее-заповеднике "Царицыно"Второе лето подряд Русский музей привозит в Москву интересные выставочные проекты, и в качестве площадки для их показа выбирает недавно реконструированный дворец в Царицыно. На выставке представлено около 200 живописных, графических и скульптурных произведений, музейные экспонаты дополнены работами из частных коллекций. Тема как нельзя больше подходит для лета, когда мысли о путешествиях особенно актуальны. В старой России жанр художественных путешествий стал развиваться с конца XVIII века, когда Академия художеств (а позже еще и Общество поощрения художеств) начала отправлять в так называемые пенсионерские поездки исторических живописцев и пейзажистов. Главной целью поездки была, разумеется, Италия – художественная Мекка, привлекавшая мастеров из разных концов света античными памятниками, барочными шедеврами, а выходцев с севера – еще и вечно солнечными пейзажами. Первыми запечатлеть архитектурные и живописные красоты этой страны довелось Семену Щедрину и Федору Матвееву, затем, по уже проторенной дорожке, поехали в Италию Орест Кипренский, Сильвестр Щедрин, братья Карл и Александр Брюлловы, Александр Иванов и многие другие художники, работавшие в разных техниках и жанрах. Для многих из них Италия была не только источником новых мотивов, но и местом художественной свободы, где художники позволяли себе то, чему мешал строгий глаз Академии. Щедрин пишет простой люд на набережной Неаполя и сцены с рыбаками, в Петербург же посылает лишь те из них, что соответствуют вкусам заказчиков и академической традиции. Карл Брюллов, исторический живописец и портретист, окунается с головой с бурную стихию итальянской жизни и пишет сцены сбора винограда, вопреки правилам Академии перенося весь процесс работы над полотном на природу. Александр Брюллов, будущий архитектор, помимо замеров античных памятников в Помпеях и изучения храмов на Сицилии и в Риме, тоже увлекается жанровыми зарисовками – пишет уголки итальянских улочек, забавные сценки восхождения на Везувий компании русских путешественников. Но одной Италией художественные поездки не ограничивались. Палестина предстает в акварелях и живописных работах 1820-х годов Максима Воробьева, а два десятилетия спустя – в работах Григория и Никанора Чернецовых. В первой половине XIX века Павел Михайлов пишет разные экзотические места в время кругосветного путешествия. Антон Легашов в конце 1820-х годов был художником при российской миссии в Китае и оставил художественные впечатления об этой стране. И в XIX, и в ХХ веках русские художники путешествуют по Индии, Гималаям, Тибету, Турции, Испании. В советское время подобных поездок становится значительно меньше, однако впечатления от редких встреч с внешним миром не становятся менее яркими – Венеция и Париж глазами Сергея Герасимова, Юрия Пименова также присутствуют в экспозиции. Выставка продлится до 13 сентября.  

Вариант второй – "Юсуповский фарфор. Фарфоровое заведение Н.Б. Юсупова 1818–1831" в музее-усадьбе "Архангельское". О красоте самой усадьбы говорить, думаю, не нужно, тем более, что, кажется, ее постепенно приводят в порядок. Экспозиция посвящена юбилею фарфорового завода в усадьбе Архангельское – в прошлом году исполнилось 190 лет частному производству, созданному по приходит одного из самых богатых людей Российской империи, мецената и коллекционера князя Николая Борисовича Юсупова. На выставке представлены более 400 предметов из 11 музеев (большая часть – "свои", из Архангельского, но значителен также вклад Эрмитажа, Русского музея, Павловска, Петергофа, музея керамики "Усадьба XVIII в. Кусково"). Что значимо для увлеченных любителей и специалистов – наконец-то издан научный каталог.
Князь Николай Борисович Юсупов – личность уникальная, как, впрочем, практически все члены этой знаменитой фамилии (откройте воспоминания его дальнего потомка, Феликса Юсупова – читаются на одном дыхании как приключенческий роман). Государственный деятель, сенатор, действительный статский советник, дипломат, служивший в Италии, Франции, Испании и Великобритании; директор Императорских театров и Эрмитажа, возглавлявший одновременно дворцовые стекольный, фарфоровый и шпалерный заводы. В 1811 году, будучи уже не молодым человеком (ему было на тот момент 61 год), Юсупов поселился в Москве, где возглавил Экспедицию кремлевского строения. После войны 1812 года он руководил восстановлением после пожара и разорения памятников Кремля и в том числе Оружейной палаты, которую именно он в 1814 году превратил в общедоступный музей. Еще находясь на дипломатической службе и путешествуя по Европе, Юсупов часто способствовал отбору и закупке картин и скульптур современных ему художников для императорской коллекции, а попутно собрал и свою роскошную коллекцию живописи (более 600 полотен), скульптуры и декоративно-прикладного искусства, а также, как настоящий эрудит, – прекрасную библиотеку. В 1810 году он купил усадьбу Архангельское и перестроил ее на свой вкус, а среди прочих "удовольствий" завел фарфоровое дело. Собственно, сам фарфор в Архангельском не производили – так называемое белье (изделия из фарфора без рисунка) закупали на частных французский мануфактурах, а крепостные Юсупова его расписывали. Роспись юсуповского фарфора отличается особой роскошью и высоким качеством исполнения. Тарелки, предметы чайно-кофейных сервизов украшались портретами, пейзажными композициями, миниатюрными повторениями живописных работ из собрания Юсупова. Создавались уникальные серии вещей с тематической росписью – например, "Розы" или "Виды села Грузино". Масштабы были, разумеется, отнюдь не промышленными – изделия часто существовали в единственном экземпляре и преподносились в качестве изысканных подарков гостям, друзьям, членам императорской фамилии. Оттого изделия эти – большая редкость, и они особенно ценятся коллекционерами. Выставка продлится до 25 октября.  
 

 

Илл.:
И.К.Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь. Вевувий. Начало 1840-х. Картон, масло. 26,8х20. ГРМ
    

Предметы из разных сервизов. Фарфоровое заведение Н.Б.Юсупова. 1818-1831.

Tags: выставки, декоративно-прикладное искусство, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments