art_observer (art_observer) wrote in history_of_art,
art_observer
art_observer
history_of_art

Полюбовался на Шагала – и в полет

Сегодня в ИТАР–ТАСС прошла пресс-конференция по поводу запуска нового проекта (или как сказано в пресс-релизе "международной инновационной программы") "Искусство. Новый взгляд". Основные участники проекта – Государственная Третьяковская галерея, компания «Визуальные инновации» и коммуникационная группа JM Communication, а также аэропорт Домодедово, который станет площадкой для воплощения смелых замыслов. 
Суть вкратце такова – Третьяковская галерея в лице нового директора Ирины Лебедевой заботится о привлечении новых зрителей в свои залы, особенно зрителей молодых, и особенно в залы искусства ХХ века (на Крымском валу), в которых сейчас довольно-таки пусто. К тому же, по мнению нового руководства Галереи, в начале ХХI века не лишне изобрести новые формы общения с публикой, отличные от тех, что были во времена Павла Михайловича Третьякова. В свете этого Галерея готова к экспериментам, даже весьма неожиданным. Нововведения, которые ждут Галерею, делятся на три направления: 1) необычные выставочные проекты, одним из которых и станет как раз интерактивная выставка в Домодедово; 2) неожиданные разделы с использованием современных технологий в рамках традиционных галерейных выставок (что имеется в виду, пока не очень понятно, но первый такой эксперимент будет представлен уже осенью на выставке, посвященной Сергею Дягилеву); 3) использование новых технологий в качестве инструмента для создания новых произведений искусства (осуществляться это будет, разумеется, в тесном сотрудничестве с современными художниками, но эта часть проекта пока в разработке).  Работа с нынешними партнерами ведется уже полгода. А первые результаты будут представлены 7 сентября на открытии первой выставки в Domodedovo Art Gallery. 

Как это будет выглядеть? На 1-м этаже пассажирского терминала аэропорта Домодедово, в центральной зоне, через которую неизбежно проходят все пассажиропотоки – и улетающих, и прилетающих, и встречающих – будут смонтированы две экспозиции из 8 экранов каждая, на которых будут демонстрироваться 24 работы из собрания Третьяковской галереи. Тема первой выставки – "Русский авангард ХХ века", ее сменит экспозиция "Произведения Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой", третьей станет "Мир искусства Сергея Дягилева", каждая выставка будет длиться ровно месяц. Все три экспозиции связаны с искусством ХХ века, и это не случайно – по мнению Ирины Лебедевой, именно это искусство наименее понятно неподготовленному зрителю, а "непонятно" в данном случае означает "неинтересно". В то же время, как показал проект "Мировые шедевры на улицах города", проходивший в 46 городах, произведения искусства, невольно попавшие в поле зрения неискушенного зрителя в привычной городской среде, уже не кажутся отталкивающими в музейных залах, а ряд хрестоматийных, прочно осевших в памяти работ, таким образом существенно расширяется. Конечно, подобное знакомство с произведениями искусства не может заменить похода в музей, и сотрудники Третьяковской галереи далеки от желания подменить общение зрителя с подлинниками интерактивными изображениями, наоборот, таким образом они надеются этих самых зрителей к себе в залы привлечь, а дизайнеры компании «Визуальные инновации» и не пытались создать иллюзию подлинника, а сознательно оставляли некую условность изображения. К тому же, способ воспроизведения изображений в данном проекте можно определить как своеобразную игру (или заигрывание) с произведением искусства и со зрителем, так как для воспроизведения используется одно из последних достижений компании Рhilips – стереоскопический дисплей с технологией трехмерного отображения без специальных очков. Каждое изображение показывается в 9 проекциях, соответственно картина разбивается на планы в соответствии с видением уже не художника, а дизайнеров и искусствоведов. В зависимости от настроек экрана, стереоскопический эффект заметен на расстоянии 1-10 метров. Подобное вольное обращение с признанными шедеврами не смущает директора Третьяковской галереи, напротив, ей кажется, что таким образом можно попытаться показать логику построения произведения, особенно на примере таких сложных для обычного воприятия работ как произведения супрематистов. 

Кому-то эти идеи могут показаться спорными, но то, что один из самых консервативных наших музеев делает шаг навстречу своему зрителю – это безусловный плюс, от которого должны выиграть обе стороны.
фото позаимствовано вот здесь. Спасибо!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments