Sir Lakomka (sir_lakomka) wrote in history_of_art,
Sir Lakomka
sir_lakomka
history_of_art

Category:

Театр в Эпидавре

«Пьесы у тебя скучные: герой стоит, а хор поет, герой скажет два-три слова, тут и пьесе конец»

Аристофан. «Лягушки»


Сейчас для нас театр – дело будничное. В любой день мы можем посмотреть афишу, выбрать театр и спектакль и вечером пойти туда, куда нам понравится, - лишь бы удалось купить билет.
В древней Греции это было не так. Например, в Афинах представления давались только два раза в году – на больших и малых Дионисовых праздниках; только на одном месте – в театре Диониса под открытым небом на южном склоне Акрополя; не вечером, а четыре дня напролет, пятнадцать пьес подряд. Смотрели их, не зная заранее даже названий пьес, потому что все они ставились впервые и больше обычно уже не повторялись; и наконец, без опасения за билет, так как театр вмещал 15 тысяч человек, а государство выплачивало зрителям (не актерам, а зрителям!) их дневной заработок, чтобы они могли эти четыре дня спокойно сидеть в театре.
Театр для греков был не развлечением, а священным делом, одним из способов чтить богов.


Из всех греческих театров лучше всего сохранился театр в Эпидавре. В начале III века до н. э. Эпидавр считался родиной Асклепия, бога-врача, сына Аполлона. Святилище бога – Асклепейон – было крупнейшим религиозным санаторием античности. В дни Асклепия со всего греческого мира съезжались тысячи паломников: просить исцеления, молиться о здравии и долгой жизни, посмотреть на праздничные игры и представления, обменяться новостями и просто приятно провести время. Праздничные состязания в Эпидавре проходили на стадионе, концертном зале и знаменитом на весь мир театре - лучшем по сохранности и по акустике из всех античных театров. Он был построен в 320-330 гг. до нашей эры архитектором Поликлетом, родственником или просто однофамильцем известного скульптора. В театре 55 рядов, на которых могут свободно устроиться 13-14 тысяч зрителей.

63.77 КБ

Слышимость здесь такая, что можно уловить даже шепот со сцены! А если в середине круглой орхестры бросить монетку или разорвать лист бумаги, звук будет слышен даже в верхних рядах. Я проверял.

В огромном театре под открытым небом актеров видно было плохо. Поэтому они ходили в башмаках, высоких, как ходули(так что нужно было опираться на посох), надевали маски с лицом больше головы и облачались в яркие одежды.
 
Важное место в греческом театре занимал хор, от лица которого нередко шло повествование. В комедиях, хор был начисто лишен античного пафоса. Так, в комедии Аристофана «Лягушки», одетый лягушками хор поет квакающие песни: «Брекекекекес, коакс, коакс!». В другой вещи Аристофана хор изображает птиц, в третьей – облака, а у одного его современника – буквы азбуки.

65.69 КБ

Каждое лето в Эпидавре проходит фестиваль античной драмы. Лучшие греческие театры ставят пьесы Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана в новогреческих переводах. К сожалению, когда я был в Эпидавре, фестиваль еще не начался. Если вы окажетесь в святилище Асклепия в дни представлений, обязательно сходите в театр. Мне кажется, чтобы насладиться зрелищем, язык понимать совсем не обязательно. Александр Баунов, автор путеводителя по Греции серии «Вокруг света» советует выбирать трагедию: в постановках комедий содержится много намеков на современность: получается, что все вокруг смеются над чем-то непонятным.

Место лучше выбрать где-нибудь в середине: слышно хорошо, а сосны и горы на фоне гаснущего неба, летучие мыши и цикады в лучах прожекторов – лучшая на свете декорация.

. 67.62 КБ

Спасибо М. Л. Гаспарову за замечательную "Занимательную Грецию"
Tags: Древняя Греция, архитектура
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Recent Posts from This Community