Кирилл Алексеев (nikto001) wrote in history_of_art,
Кирилл Алексеев
nikto001
history_of_art

Category:

.


Мировой финансовый кризис наносит непоправимый ущерб отечественной журналистике.  Большие деньги уходят из печатных изданий, и этот факт ощутимо понижает качественный уровень заказных статей. Вдобавок к этому, в ряде публикаций  появляется риторика, достойная эпохи коллективизации и первых пятилеток.

На днях в «Независимой» была опубликована передовая статья под казённым названием  «Актуальный вопрос искусства» (25.06.09). Статья анонимная  - от редакции –  и директивно-безапелляционная как в лучшие советские времена.

                  

В первой же фразе читатель с удивлением узнает, что, оказывается, «Москве критически не хватает достойного музея мирового современного искусства». Вот ведь незадача. Так в чём проблема? В следующих фразах анонимный автор упоминает сразу несколько московских площадок, где показывают современное искусство. В Москве есть  музеи, центры, фонды, галереи, и каждая институция вырабатывает свою художественную и выставочную политику в отношении современного искусства. Существует конкуренция, идёт борьба за зрителя и информационное пространство. Но авторам «независимой» статьи всего этого мало. Им нужен один музей – самый большой и самый красивый.  И чтобы обязательно ГЛАВНЫЙ. Монополист современного искусства, вероятно.

…. и где они только видели институцию под названием «достойный музей мирового современного искусства»?

Здесь вспоминается известная культовая  фраза Эдварда Радзинского: «Да  всё это уже было!». Да, было, в 1932 году, когда в СССР вышел указ о расформировании всех художественных группировок и создании единого Союза художников. В те далёкие времена коллективизации  логика была простая: « много вас тут всяких развелось, собрать бы вас всех вместе, легче будет управлять». В условиях централизации творческих  сил довольно быстро сложилась жесточайшая иерархия и круговая порука внутри Союза художников, распределявших  между собой «персоналки», мастерские, поездки и т.п. Власть имущие удивлялись: «Всё-то мы для вас понастроили: и дворцы, и музеи, и дома творчества, что же вы настоящим искусством-то никак не займётесь?». Не до искусства было уже!

На сегодняшний день, когда современное искусство стремительно перерождается в шоу-бизнес, и все хотят светиться перед телекамерами, новый «главный» музей вряд ли спасёт ситуацию, скорее наоборот, погубит зачатки альтернативных идей. Не музеи нужны, а идеи.

        Однако  вернёмся к статье. Со следующего абзаца начинается полная ахинея. Оказывается  «ролью музея современного искусства в последние несколько лет пытались нагрузить Третьяковскую галерею… При инициативе кураторов (в частности, Андрея Ерофеева) и лояльности бывшего директора ГТГ Валентина Родионова заканчивалось всё, как правило, скандалами. Что понятно: консервативному национальному музею непросто выполнять несвойственные ему функции площадки для современных экспериментов».

Любопытно было бы узнать кто же это «пытался нагрузить»? Подобной общей программы никогда не существовало. Речь шла о пополнении коллекций произведениями современного искусства. В Третьяковскую галерею они попадали и до и после организации отдела Новейших течений, возглавляемого Андреем Ерофеевым. Его личное желание превратить Третьяковскую галерею в площадку для радикальных экспериментов, действительно, приводило к скандалам, поскольку функции галереи не ограничиваются радикальными экспериментами.                

Далее авторы редакционной статьи позволяют  себе кратко сформулировать политику ГТГ после вступлению в должность нового директора Ирины Лебедевой. Здесь не приводится ни одной цитаты! Чрезвычайно показательно, что  кроме субъективных умствований, высказанных в постулативной форме, нам встречается один-единственный достоверный факт – 65 млн. рублей, выделенных государством на проведение III московской бьеннале современного искусства. Да и зачем цитировать, если цель статьи – доказать необходимость нового музея. На этом пути авторы начинают жонглировать понятиями:    «искусство современное в Третьяковке будет, а вот актуальное – наиболее острое и провокативное –  по –прежнему придётся искать в галереях и привозных экспозициях.» Вообще-то, самое острое и «провокативное» искусство, как правило, сначала экспонируется и «обкатывается» в галереях, а уже потом, пройдя испытание временем,  попадает в музеи. Поэтому трудно себе представить музей «провокативного» и «скандального» искусства, таких  музеев просто не существует. В парижском Центре Помпиду мы бываем постоянно и можем Вам сказать по секрету, уважаемая редакция «Независимой»: «Там нет стиляг!».

Впрочем, авторы редакционной статьи вовсе не так наивны, как это кажется  на первый взгляд. Пишут они явно с чужих слов и выполняют определённый заказ, вдалбливая читателям мысль  о создании Государственного музея современного искусства (ГМСИ) на базе Государственного центра современного искусства, которому, конечно, нужны новые площади, но причём тут новый музей, который «по задумке  (чьей?!)… должен стать собранием новейшего мирового искусства, то есть созданного не ранее 1990-х годов…За образец берутся (кем?!) европейские музеи, в первую очередь Центр Помпиду».  

Вы уж извините нас, Господа, но никакого «помпиду»  у Вас не получится. Лимпопо получится. И где Вы видели Центр Помпиду  «с 1990-х годов»? Коллекции Центра  включает в себя произведения, созданные на протяжении уже более чем столетия. Поэтому, чтобы создать некое подобие Центра Помпиду Вам придётся «сталинским» указом перевести часть собрании Эрмитажа,  ГРМ, ГМИИ и ГТГ в стены Вашего нового замечательного музея. Идея «коллективизации» собраний нескольких российских музеев, по слухам, обсуждаются сейчас на самом высоком уровне. Но даже если у наших чиновников от культуры хватит глупости совершить такого рода незаконное перемещение, ничего путного из этой затеи не выйдет. Мало только экспонаты переместить. Музейные коллекции обслуживаются большим количеством научных сотрудников, без которых весь этот колхоз сразу превратится в склад. И как, интересно, предполагается «перетаскивать» хранителей и реставраторов из Питера в Москву?

Идея, что  новый музей будет пополняться  произведениями мирового искусства  более чем сомнительна. Конечно, несколько принтов, подписанных  известными именами, Вам приобрести удастся. Но о создании коллекции  мирового уровня лучше не заикайтесь, потому что, цитируя авторов статьи, «планы пока более чем туманные, так же как и главный вопрос – финансирование». О концепции и принципах формирования коллекции так и вовсе речи не идет. Полагаем, что при таких условиях Вам все равно придётся довольствоваться местными «остряками» и «провокаторами». 

Конец редакционной статьи звучит как пионерская клятва: «Главное, чтобы, помня непростой опыт бытования актуального искусства в нашей стране, новый музей взял на себя не только смелость высказывания, но и смелость отстаивания необходимости своих проектов, какими бы провокативными они ни казались. В противном случае он рискует превратиться во вторую Третьяковку».   

Выучить наизусть.  

Повторять перед зеркалом три раз в день.

В последнее  время стало чем-то вроде хорошего тона ругать «Третьяковку»: «и всё там умерло, и ничего там нет». Конечно, людям с пустыми глазами и притуплёнными чувствами (уж извините, но скандалы и провокации притупляют чувства) приятно осознавать, что «ничего там нет», потому что тогда их ничего не будет беспокоить. Хотя с тайной  злобой и тайной завистью смотрят они на тех, кто приходит в музей, чтобы чему-то научиться, что-нибудь понять и увидеть. Пожалейте этих нищих духом, ибо именно для них будет музей скандалов и провокаций.

Кирилл Светляков

svetlyakov  

Кирилл Алексеев

nikto001                         

 

Tags: дискуссия
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments