Oксана (animagemella1) wrote in history_of_art,
Oксана
animagemella1
history_of_art

Categories:

DE PROFUNDIS ( из глубины...) Часть 1.

23 августа 2009 года в Киеве открылся новый музей - "Мистецький Арсенал". Первая выставка посвящена украинской пластике: начиная с памятников трипольской культуры и заканчивая работами современных украинских скульпторов.
Тысячелетня история, сконцентрированная в артефактах. История, которую можно ощутить прикосновением...
http://artarsenal.in.ua/
Выставка продлится до 27.09.2009




Территория, на которой расположено здание Старого арсенала, принадлежит к одному из самых древних исторических районов Киева. Еще в середине XI в. Антоний основал поблизости пещерный православный мужской монастырь, вокруг которого постепенно образовалось поселение. В начале XVII в. здесь, напротив Киево-Печерской Лавры, был основан Вознесенский девичий монастырь. А 15 августа 1706 года, в присутствии русского императора Петра I, была заложена Печерская цитадель. В конце XVIII в. построили арсенал. В XX в. назначение этой территории не менялось, ее использовали для оборонных нужд. Лишь в начале 2005 года началась реставрация здания Старого арсенала и прилегающих укреплений с целью приспособления их под культурно-художественный и музейный комплекс "Мистецький Арсенал".




Трипольская пластика(V-III тыс. до н.э.)
Трипольская культура является одной из высокоразвитых земледельческих культур, которые с VII тыс. до н.э. динамично розвивались на Ближнем Востоке, а затем - во всех прилегающих к нему регионах: Средиземноморье, Юго-Восточной Европе, на Кавказе. Среди самых ярких археологических находок на памятниках трипольской культуры - пластика и росписная керамика: антропоморфные, преимущественно женские, и зооморфные фигурки, посуда разных форм и орнаментов. Это могли быть как простые линии, спиральные узоры, так и сложные зоо- и антропоморфные схематические изображения. Трипольская пластика и керамика является не просто образцом декоративно-прикладного искусства, но и отражением целостной системы религиозно-мифологических представлений сообщества, которое проживало на территории Украины пять тысячелетий тому назад.

Модель трипольского жилья. 2-я пол.IV тыс. до н.э. Глина. Винницкий краеведческий музей.


Амфороподобный сосуд. IV-III тыс. до н.э. Глина. Винницкий краеведческий музей.


Огромный интерес представляют так называемые бинокулярные сосуды, т.е. сосуды имеющие форму бинокля, но не имеющие дна. Эти сосуды уникальные, в мире им нет аналогов, тогда как другие сакральные предметы (стеллы, дольмены, обелиски), в той или иной мере, повторялись в разных культурах и цивилизациях. В отличие от обычных сосудов, вполне утилитарных, назначение этих предметов быта, которых во множестве находили при раскопках, до сих пор не разгадано. Одна из версий - магическая. Возможно они предназначались для обряда вызывания дождя. Жрец-колдун, проливая через них воду и произнося какие-то заклинания, пытался вызвать дождь. А вторая - мистическая: удерживая двумя руками сосуд и проливая через него воду, при этом наговаривая сакральные слова, жрец своим "биополем" воздействовал на воду, которая потом приобретала особые целебные свойства. Но это, увы, только догадки.

Бинокулярный сосуд. Кон.V-нач.IV тыс. до н.э. Глина. Национальный музей истории Украины, Киев.


Бинокулярный сосуд. IV-нач.III тыс. до н.э. Глина. Винницкий краеведческий музей.



Зооморфный сосуд на колесах. IV-III тыс. до н.э. Глина. Винницкий краеведческий музей.


Зооморфная чаша с головой быка. Сер. IV тыс.до н.э. Национальный музей истории Украины, Киев.


Древняя скульптура (V тыс. до н.э. - XIII в. н.э.)
Племена, которые в разные времена населяли степи Северного Причерноморья, оставили по себе разнообразные каменные памятки. Среди них: простые прямоугольные или трапециевидные стеллы, в которых очерченными антропоморфными чертами были лишь плечи и голова (в виде полукруглого выступа); скульптуры с более сложной системой изображений (черты лица, руки, стопы, ритуальные сцены с животными) на поверхности - так называемые идолы; резные статуи киммерийских и скифских воинов, яркие мужские и женские статуи половецких племен, которые в полной мере передают специфический тюркский тип лица, прически, одежду, головные уборы, оружие и украшения.

Стелла антропоморфная в виде мужской фигуры. Кон. IV в. до н.э. Известняк. Запорожский краеведческий музей.


Скульптура каменная объемная. Половецкая культура. XII-нач.XIII в. Камень. Херсонский краеведческий музей.


Скульптура каменная объемная. XII-нач.XIII в. Камень. Херсонский краеведческий музей.




Продолжение следует...
Tags: 12 век, 13 век, выставки, скульптура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments