art_observer (art_observer) wrote in history_of_art,
art_observer
art_observer
history_of_art

Categories:

Венский бидермайер в Москве

В понедельник в ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Бидермайер», представляющая более 125 произведений австрийского искусства первой половины 19 века (живописи, графики, фарфора) из коллекции князя Лихтенштейнского.

Искусство этой эпохи никогда не было представлено в России в таком объеме. Да и к нашему, родному бидермайеру отношение обычно слегка снисходительное – это вам не парадный ампир, а так, буржуазное какое-то искусство.

Само слово «бидермайер» возникло в результате курьеза – немецкие поэты Л.Эйхродт и А.Куссмауль, печатавшие в журналах юмористические стихи и эпиграммы, придумали себе псевдоним. Точнее, вымышленного автора – Готлиба Бидермайера – скромного обывателя, благодушного, сентиментального, незадачливого любителя спокойной жизни и домашнего уюта. «Bieder» в переводе с немецкого «простодушный». А этот «простодушный господин Майер» неожиданно стал олицетворением целой эпохи. Точнее – периода между 1815 и 1848 годами, от окончания наполеоновских войн до революций 1848 года.

 

Истории искусства, которая всегда очень точно отражает общие социальные и политические настроения, свойстенно развиваться по спирали, или качаться наподобие маятника – уж кому какой образ больше по душе. После пышных анфилад барокко непременно приходят камерные салоны рококо, а следом строгие нормы неоклассицизма. После ампира с его антикизированными героями, славными наполеоновскими победами и бесславными, но гордыми, поражениями, пришло время отвернуться от большой истории и насладиться миром и покоем, природными красотами, уютом домашнего очага, голопопыми младенцами и прочими «буржуазными» радостями.

Впрочем, то искусство, которое представлено на выставке, принадлежало высшему сословию, а отнюдь не буржуа, и живописало (в буквальном смысле этого слова) быт высшего дворянства.

По картинам и акварелям, представленным на выставке, хорошо изучать жизнь того времени – историю костюма, интерьеры, быт. Качество живописи замечательное, ну разве что только в портретах «сладости» перебор, особенно в детских. В экспозиции представлены все основные живописцы той эпохи – Фридрих фон Амерлинг, Петер Фенди, Фердинанд Георг Вальдмюллер, Фридрих Гауерманн, Йозеф Хегер, Рудольф фон Альт. Помимо живописи маслом на холсте есть живописные фарфоровые пласты. Из декоративно-прикладного искусства акцент сделан на фарфоре Венской императоской мануфактуры. Представлены чашки и сервизы, в основном с изображениями памятников архитектуры и пейзажами. Самые ранние из них – еще ампирные – чашки, стоящие на львиных лапах, и в виде античных треножников. Мебели представлено совсем не много. А в подтверждение мысли о соответствии живописи того времени реальному быту – потолочный светильник с часами на днище и птичками в клетке наверху, точь в точь такой, как на акварели, висящей рядом.

Выставленные предметы происходят из замечательной частной художественной коллекции, принадлежащей роду князей Лихтенштейна, в настоящее время – князю Хансу Адаму II фон унд цу Лихтенштейн, который почтил своим присутствием открытие выставки. В то время, когда предметы собрания не путешествуют по выставкам, они экспонируются в Музее Лихтенштейн в Россау. Искусство бидермайера не только покупалось разыми членами княжеской семьи, но и заказывалось. Члены княжеской фамилии дружили с художниками, поддерживали их, заказывали им работы – за неимением фотографии при помощи живописи документировали жизнь семьи и особенно взросление детей.

Коллекция музея Лихтенштейн, разумеется, включает в себя не только бидермайер, но разные периоды европейского искусства. Свой вклад в это собрание вносит каждое поколение, и только один из князей «подкачал» - не в меру щедрый князь Иоганн II, получивший право наследства от своего отца в 1858 году,  считал себя благодетелем и раздаривал великие картины, пополнив за счет своей коллекции собрания Венского музея, галереи Бельведер, Академии изобразительных искусств в Вене, и даже провинциальных музеев австро-венгерской монархии. Его потомки по сей день стараются заполнить образовавшиеся лакуны, выкупая утраченные вещи или подбирая в коллекцию что-то подобное. Князей Лихтенштейн хорошо знают аукционисты по всему миру. Так, именно в их коллекцию на аукционе Christie's в декабре 2004 года ушел уникальный «бадминтоновский кабинет» (среди его владельцев были князья Бадминтон) 1725 года, украшенный флорентийской мозаикой – самый дорогой предмет мебели в мире стоимостью 27 миллионов евро. А возвращаясь к московской выставке, можно добавить, что коллекция князя Лихтенштейн является одним из лучших в мире собранием венского бидермайера. Перед тем, как приехать в Москву, коллекция экспонировалась на подобной выставке в Вене и в Вадуце. А в 2011 году займет постоянное место в отреставрированном Майоратском дворце в центре Вены, также принадлежащем княжеской семье.

Ирина Осипова

Подписи к илл.:
Фридрих фон Амерлинг. Детский портрет князя Иоганна II фон Лихтенштейн на белом пони. 1845
Рудольф фон Альт. Рабочий кабинет во дворце Разумовского на Ландштрассе в Вене. 1842. Бумага, акварель.
Фридрих фон Амерлинг. Портрет принцессы Марии Франциски фон Лихтенштейн в возрасте двух лет. 1836.


И еще немного иллюстраций:
Петер Фенди. Осторожная горничная. 1834. Дерево, масло.
Петер Фенди. Князь Иоганн II ребенком, учащимся ходить. 1841. Бумага, акварель, карандаш.
   
Фридрих фон Амерлинг. Женщина в раздумьях. Около 1835.
 
Томас Эндер. Высокогорный ледник Фоледбмайер Охсенкар в долине Раурис Хоэ Тауэрн. 1834.
Фердинанд Георг Вальдмюллер. Розы. 1843. Дерево, масло.
    
Леопольд Штёбер. Молодой художник в кругу своих родителей, братьев и сестер. 1827.
Фердинанд Георг Вальдмюллер. Урок. 1837. Бумага, масло.

   
Йозеф Нигг. Натюрморт с цветами и белым виноградом. 1838. Фарфор, роспись
  
Венские мастера. Шкатулка для письменных и швейных принадлежностей. На крышке - вид из Дёблинга на Вену Бальтазара Виганда. 1825. Перламутр, сатиновое дерево, полированная стальная форма, гуашь, стекло, кожа, шелк. 6,5х27,5х21.
 
И немного фарфора. Съемка (простите) не профессиональная. Все предметы выполнены на Императорской фарфоровой мануфактуре в Вене.
Чашка с видом города и блюдце. 1826 г.
  
Чашка с блюдцем с видом на собор святого Стефана в Вене. Около 1810.
  
Предметы из сервиза "тет-а-тет". Около 1808.

Tags: 19 век, Австрия, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments