mois_tas (mois_tas) wrote in history_of_art,
mois_tas
mois_tas
history_of_art

Category:

Пятничная мечеть в Джибле, Йемен



Общий вид


 Есть мнение, что данная мечеть была перестроена из дворца в 1087 году, когда королева ас-Саййида аль-Хурра (часто называемая Арвой) перенесла столицу из Саны в Джиблу.

Мечеть относится к контриярдному* типу йеменских мечетей. При этом харам* образует широкий центральный неф подобно мечетям этого периода в Египте. Этому есть косвенное объяснение - ведь ас-Саййида аль-Хурра при своем правлении заметно усилила идейные и политические связи с египетскими Фатимидами.
Сама мечеть располагается на значительном возвышении. Это обусловлено гористой местностью города. Поэтому часть комплекса мечети, где находятся минареты  выше противоположной. У мечети 4 входа. Один из них до сих пор сохранил оригинальную деревянную дверь.


Дверь декорирована изречениями из Корана и замысловатым орнаментом.




Дверь с южной стороны.


С южной стороны (фотография общего вида сделана как раз с него) расположена высокая широкая лестница, ведущая на уровень мечети и окружную галерею.


Вид с лестницы. Слева стена мечети.


 Особенностью этой мечети, помимо ее сложного плана, является наличие двух минаретов.  Располагаются они по внешним углам территории, предназначенной для омовения. В отличии, например, от минаретов мечети Аль-Ашрафийя в Таизе, минареты здесь разные. Хотя по форме схожи. Они были построены, вероятно, значительно, позднее. Мечети Йемена изначально были без минаретов. И только начиная со средних веков стали специально их достраивать. Но некоторые и до сих пор имеют свою первозданную форму, как, например, Мадрасса в Раде или мечеть Аль-Аббасса в Аснафе.




Минарет, расположенный с южной стороны мечети схож по декору с минаретами старого города Саны. База традиционной прямоугольной формы и декорирована по углам ступенчатыми аркотериями. Рисунок на стволе минарета визуально делит его на несколько секций.



Белый же минарет напоминает минареты Таиза. Декорирование кирпичом создает впечатление легкости и отчасти напоминает кружево. Слева от минарета пристройка, в которой омывают покойников.



Судя по внутреннему состоянию этого помещения омывания давно не проводили.

Бассейн для омовения находится напротив входа во внутренний открытый двор мечети. Здесь, как и во многих мечетях это не просто бассейн, а система водосборников.




Он заполняется дождевой водой, иногда затапливая всю прилегающую территорию, как видно на фотографии ниже.


Бассейн. Фотография John A. Williams, 1977


Во внутреннем дворе мечети находится небольшой резервуар с бассейном, в который вода сейчас поступает искусственно из цистерны.




Внутренний двор перед харамом по периметру обнесен стеной. Со стороны бассейна в стене сделано несколько широких окон. Там же находится и вход. По кругу двора идет аркада, образующая внутреннюю галерею двора. С правой стороны располагается еще одна аркада с колоннами, отличными от основной аркады. Верх аркады декорирован зубцами традиционной для Йемена формы.




При мечети есть школа, которая действовала еще с момента постройки мечети. Располагается она за харамом в отдельном помещении. На фотографии ниже слева один из входов в школу. Каменные выступы в стене - лестница. Справа прямоугольный выступ в стене, указывающий на месторасположение михраба.




Барбара Финстер в своем описании Пятничной мечети в Джибле упоминает кессоный потолок, указывая, что только несколько его фрагментов уцелело.
Комплексная реставрация мечети начата еще в 2000 году. Но к сожалению, она до сих не завершена. И на момент сбора материала там не велось никаких работ. А то, что, вероятно, было отреставрировано, уже требует поновления.



Внутри мечети:


Михраб и часть минбара. Фотография John A. Williams, 1977




Гробница ас-Саййиды аль-Хурры. Фотография John A. Williams, 1977


В Джибле насчитывается около 40-ка мечетей, но именно эта мечеть вошла в историю как значимый памятник йеменской архитектуры и важное звено в истории йеменской культуры. И детальное изучение её пока не завершено.


 Словарь терминов:

Контриядный тип - тип йеменских мечетей с широким внутренним открытым двором.
Харам - закрытая часть мечети, где располагаются михраб и минбар.
Михраб - молитвенная ниша в стене мечети, обращенной к Мекке.
Минбар -  кафедра или трибуна в мечети, с которой имам читает свои проповеди. Расположена справа от михраба. Имеет форму лестницы.

Использованная литература:

Daniel McLaughlin "Yemen" The Bradt travel guide. 2007
Barbara Finster "An outline of the history of islamic religious architecture in Yemen"1992
М.Б. Пиотровский  "Южная Аравия в раннее средневековье", М. 1985
Tags: 11 век, Искусство ислама, Йемен, архитектура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments