art_observer (art_observer) wrote in history_of_art,
art_observer
art_observer
history_of_art

Categories:

Живопись 1920-30-х годов из коллекции ЮниКредит Банка

В середине октября отмечает весьма солидный юбилей ЮниКредит Банк – 20 лет назад, 19 октября 1989 года, был основан Международный Московский Банк, вошедший позднее в европейскую группу ЮниКредит. "Практически ровесник современной российской банковской системы" (сошлемся на пресс-релиз) ЮниКредит был также одним из первых банков, начавших собирать корпоративную коллекцию, и уж точно – первым, обратившим внимание на не раскрученный еще в 90-е период 1920-30-х годов, который предложил в качестве основы собрания куратор, искусствовед Александр Балашов. С самого начала коллекция не рассматривалась как инвестиционный актив, хотя по словам Александра Балашова, уже тогда он знал, что цены на работы этого периода вырастут в ближайшей перспективе раз в 10, и не остановятся и дальше. В предисловии к изданному к нынешней выставке каталогу Александр говорит об этом периоде как об "искусстве поставангарда" и в первую очередь обращает внимание на его полифоничность: "одновременное существование множества точек зрения на то, каким должно быть современное искусство, о чем и каким языком оно должно говорить.
Искусство этого времени представляет собой сложное пространство, где сосуществуют не совпадающие друг с другом модели и формы художественного творчества. Иными словами, это место, где одновременно звучат различные художественные языки". От себя добавлю, что в коллекции представлены имена, которые принято относить не к первому ряду художников, но все работы не только очень высокого качества, но и безусловно характерны для своего времени. Еще один немаловажный момент – подавляющее большинство картин и графических листов было приобретено в коллекцию банка из семей художников. Это решение было возведено в мудрый принцип, раз и навсегда разрешивший вопрос провенанса и подлинности работ.
Произведения из коллекции украшают стены главного здания банка, но по случаю юбилея ЮниКредит решил показать их и широкому зрителю. Сначала решили к 20-летию показать 20 лучших работ. Но в процессе подготовки выставки идея трансформировалась и к 20 работам из собрания банка добавились еще 20 картин тех же художников из частных коллекций, которые либо были ранее в одной коллекции, либо в свое время экспонировались рядом на одних и тех же выставках (как, например, картины Леонида Чупятова "Сон" и "Рабочий"). В итоге выставка получила название "20 ярких русских лет. Русское искусство 20-30-х годов ХХ века из собрания ЮниКредит Банка и частных коллекций". С особой гордостью куратор показывал работы Леонида Зусмана "Городской пейзаж с мостом" и "Синее платье", а я бы обратила внимание на большое "маскарадное" полотно Даниила Черкеса "Женщина в веках". Хотя нельзя обойти вниманием и картину Александра Лабаса "Едут" 1928 года – единственное полотно художника на тему движения в частной коллекции, все остальные находятся в музеях; а также пейзажи Александра Древина или Антонины Софроновой et cetera.

Выставка открыта с 19 по 21 октября в усадьбе Стахеевых (ул. Новая Басманная, 14, стр. 1). Вход на выставку бесплатный.
Кстати, интерьеры усадьбы самого конца XIX века, не испорченные реставрацией, тоже достойны внимания.



На фото вверху большие картины – Леонид Зусман. Синее платье. Середина 1920-х (слева) и Даниил Черкес. Женщина в веках. 1920-е.
На фото внизу – Александр Лабас. Едут. 1928.
Фото в центре – среди выступавших на пресс-конференции были председатель правления банка Михаил Алексеев (в центре) и куратор коллекции Александр Балашов (на переднем плане).

Леонид Чупятов. Рабочий. 1928.
Леонид Чупятов. Сон. 1936.


Александр Древин. В горах Армении. 1933.

Антонина Софронова. Розовый дом, голубой забор. 1935.

Магдалина Вериго. Мальчики на траве. 1921.

Анатолий Микули. Пейзаж с красными домами. 1910-е.
Tags: 20 век
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment