?

Log in

No account? Create an account

История искусств

Живопись, графика, скульптура, архитектура от древности до ХХ века

Previous Entry Share Next Entry
Храм Книги. Иерусалим. Фредерик Кислер и Арман Бартос. 1961-1964.
зеркало
zerckalo wrote in history_of_art
"книга сама по себе уже является храмом, но она тем более является храмом, помещенная в подобное место (буквально - в такой дом). Время здесь останавливается" – здесь не чувствуешь времени.

"это будет первое идеологическое строение нашего времени, посвященное перерождению человека"


Храм Книги.
Арх: Ф. Кислер (Frederick Kiesler), А. Бартос. 1961-1964гг.



Музей-храм, предназначенный для хранения Свитков Мертвого моря.

В 1959 году – начало проекта. Сначала планировался как единое целое с Национальной библиотекой.
Затем в 1960 году – Решено проектировать отдельное здание.
11 мая 1960 - запись в дневнике Кислера: «Проект созрел..»
Осуществление проекта – 1961-1964гг.

Перед архитекторами стояло несколько проблем

1. Строить отдельное здание или нет.
2. Храм и Музей. Как совместить музейное пространство с символическим и духовным наполнением.
3. Музей и научный труд.

Проект уникален и своими внешними формами, и внутренним наполнением.
Для Фредерика Кислера Храм Книги стал единиственным проектом, который был реализован. Хотя романтичные, казавшиеся едва реальными, идеи Кислера, конечно, обогнали свое время.

Кислер родился в 1890, в Черновцах, учился в Вене, с 1926 года жил в США.
От проекта к проекту Кислер ищет синтез, идеальное взаимодействие вещей друг с другом и с пространством. Названия его проектов говорят о постоянных поисках в реализации бесконечного пространства: "Бесконечный театр"(1922-1923гг.), "Продолжающиеся конструкции" (1934), "Бесконечный дом" (1947), "Space House" (1933)




Различными эпитетами награждала общественность Кислера - эзотерик, романтик..

В своих проектах Кислер пытался преодолеть костность архиектурного пространства, сделать его наиболее естественным, природным, коруглым, гибким. - «Так как люди живут на шаре - Поэтому самое подходящее помещение для человека — сфера!».
Кислер противостоял геометризму внутреннего пространства. Пытался преодолеть статичность, угловатость архитектурных конструкций. Слияние форм и динамика. Он воспринимал искусственную среду как не соответствующую живым организмам. В то время как основная масса архитекторов того времени считали как-раз наоборот.

Идеальное пространство и среда для человека - это чрево матери.
Нечто подобное в смысле пространства можно обнаружить в пещере.

Первобытный человек счел пещеру адекватным местом для жизни без углов.
Кислер сконцентрировался на том, чтобы создать такое искусственное пространство, чей мыслительный центр был бы адаптирован под космические законы. Он противостоял в этом модернизму. Во многом идеи Кислера близки деконструктивизму.

«Моя работа, действительно, сродни волшебству – это сотворение жизни и сотворение свободы».




Грот для медитации:



По мнению Кислера, сама вещь не имеет значения. Значение имеет только то, что длится во времени. Например, существование человека в интерьере, когда он вступает с вещами, цветами, светом и тенями в непрерывно изменяющиеся связи. Кислер хотел проектировать этот процесс жизни.
Однако создать гибкое пространство в 50-е было невозможно. Поэтому один из главных проектов "Бесконечный дом", наиболее полно воплощающий идеи Кислера так и остался в бумажном варианте.



В Храме Книги все не случайно. Лаконичность и строгость, перекличка эпох, идей, символов.
"на прошлой неделе один из посетителей сказал: блин ну ощущение как будто отправляешься на экскурсию в бочку с амонтильядо (сухой выдержанный херес), начинаешь сомневаться, что когда-нибудь выберешься наружу"Простая в плане архитектура (цилиндр, покрытый куполом, две галереи по сторонам, где расположены вход и выход) была превращена буквально несколькими штрихами в оригинальный объект.
Сияющий на ярком израильском солнце белый купол Храма Книги бросается в глаза издалека. И ему противопоставлена простая черная базальтовая стена.
При этом большая часть здания находится под землей.Внутреннее пространство закручивается по спирали.
В центре - "этажами", вертикально располагается "круглая шайба" в виде "свитка Торы". Его рукоятка и является импульсом движения, как бы вкручивая все окружающее пространство вглубь.
Черепичный купол - одновременно явлился фонтаном.
Верх конуса срезан и изнутри сквозь него видно небо.Таким образом классические формы цилиндрического в плане здания, используемые с давних времен для храмовых построек получили новое завершение.
Кислер частично воплощает в этом здании идеи бесконечного. Он испольует идеальные формы - круг, спираль, цвета - черный и белый, противопоставление глубины и неба, и на этом минимуме исходных, фундаментальных вещей происходит вся дальнейшая игра символов. Здесь и противопоставление борьбы тьмы и света, фонтан (вода) - как символ очищения, крещения.
Здесь и идеи перерождения человека, и исторические ассоциации с формой сосуда, и пещерой, напоминающие посетителям историю находки свитков.

Игра простых, сжатых, лакончиных форм и цветов в архитектуре Храма Книги задает широкий спектр для размышения....
Это позволило Франку Мор Кросу, профессору гарвардского университета с легкостью заявить: "используйте какую угодно гиперболу для описания, любая будет в тему".

По записям самого Кислера план родился следующим образом -
в самолете пригрезился свет пылающий от свитков. Так появилась идея купола.
А Бартос говорил, что символизм пришел позже. И изначально стена рассматривалась, как способ создания закрытого пространства, что отражало роль Национальной Библиотеки как некого символа надежды.

С другой стороны подобное символическое наполнение входило в задачи, вставшие перед архитекторами. И было близко духовным фантазиям самого Кислера.
Бартос говорил: "На свитки нельзя посмотреть, как например можно посмотреть на Рембрандта. Доступ к ним есть только у ученых. Нашей задачей было каким-то образом поведать о них. Таким образом, мы накинули на это все полог мистики."












  • 1
В 95 году я умудрилась в одиночку забрести это место:
http://www.gfh.org.il/Index.asp?CategoryID=127&ArticleID=199
Там тоже все идет по кругу, словно забрался в раковину гиганской улитке. И со всех сторон несуться голоса. Одно из самых страшных переживаний моей жизни.

а они что, забыли к этому вантузу ручку приделать? непорядок... :)

Это пирожное безе )

  • 1