zerckalo (zerckalo) wrote in history_of_art,
zerckalo
zerckalo
history_of_art

Categories:

Храм Книги. Иерусалим. Фредерик Кислер и Арман Бартос. 1961-1964.

"книга сама по себе уже является храмом, но она тем более является храмом, помещенная в подобное место (буквально - в такой дом). Время здесь останавливается" – здесь не чувствуешь времени.

"это будет первое идеологическое строение нашего времени, посвященное перерождению человека"


Храм Книги.
Арх: Ф. Кислер (Frederick Kiesler), А. Бартос. 1961-1964гг.



Музей-храм, предназначенный для хранения Свитков Мертвого моря.

В 1959 году – начало проекта. Сначала планировался как единое целое с Национальной библиотекой.
Затем в 1960 году – Решено проектировать отдельное здание.
11 мая 1960 - запись в дневнике Кислера: «Проект созрел..»
Осуществление проекта – 1961-1964гг.

Перед архитекторами стояло несколько проблем

1. Строить отдельное здание или нет.
2. Храм и Музей. Как совместить музейное пространство с символическим и духовным наполнением.
3. Музей и научный труд.

Проект уникален и своими внешними формами, и внутренним наполнением.
Для Фредерика Кислера Храм Книги стал единиственным проектом, который был реализован. Хотя романтичные, казавшиеся едва реальными, идеи Кислера, конечно, обогнали свое время.

Кислер родился в 1890, в Черновцах, учился в Вене, с 1926 года жил в США.
От проекта к проекту Кислер ищет синтез, идеальное взаимодействие вещей друг с другом и с пространством. Названия его проектов говорят о постоянных поисках в реализации бесконечного пространства: "Бесконечный театр"(1922-1923гг.), "Продолжающиеся конструкции" (1934), "Бесконечный дом" (1947), "Space House" (1933)




Различными эпитетами награждала общественность Кислера - эзотерик, романтик..

В своих проектах Кислер пытался преодолеть костность архиектурного пространства, сделать его наиболее естественным, природным, коруглым, гибким. - «Так как люди живут на шаре - Поэтому самое подходящее помещение для человека — сфера!».
Кислер противостоял геометризму внутреннего пространства. Пытался преодолеть статичность, угловатость архитектурных конструкций. Слияние форм и динамика. Он воспринимал искусственную среду как не соответствующую живым организмам. В то время как основная масса архитекторов того времени считали как-раз наоборот.

Идеальное пространство и среда для человека - это чрево матери.
Нечто подобное в смысле пространства можно обнаружить в пещере.

Первобытный человек счел пещеру адекватным местом для жизни без углов.
Кислер сконцентрировался на том, чтобы создать такое искусственное пространство, чей мыслительный центр был бы адаптирован под космические законы. Он противостоял в этом модернизму. Во многом идеи Кислера близки деконструктивизму.

«Моя работа, действительно, сродни волшебству – это сотворение жизни и сотворение свободы».




Грот для медитации:



По мнению Кислера, сама вещь не имеет значения. Значение имеет только то, что длится во времени. Например, существование человека в интерьере, когда он вступает с вещами, цветами, светом и тенями в непрерывно изменяющиеся связи. Кислер хотел проектировать этот процесс жизни.
Однако создать гибкое пространство в 50-е было невозможно. Поэтому один из главных проектов "Бесконечный дом", наиболее полно воплощающий идеи Кислера так и остался в бумажном варианте.



В Храме Книги все не случайно. Лаконичность и строгость, перекличка эпох, идей, символов.
"на прошлой неделе один из посетителей сказал: блин ну ощущение как будто отправляешься на экскурсию в бочку с амонтильядо (сухой выдержанный херес), начинаешь сомневаться, что когда-нибудь выберешься наружу"Простая в плане архитектура (цилиндр, покрытый куполом, две галереи по сторонам, где расположены вход и выход) была превращена буквально несколькими штрихами в оригинальный объект.
Сияющий на ярком израильском солнце белый купол Храма Книги бросается в глаза издалека. И ему противопоставлена простая черная базальтовая стена.
При этом большая часть здания находится под землей.Внутреннее пространство закручивается по спирали.
В центре - "этажами", вертикально располагается "круглая шайба" в виде "свитка Торы". Его рукоятка и является импульсом движения, как бы вкручивая все окружающее пространство вглубь.
Черепичный купол - одновременно явлился фонтаном.
Верх конуса срезан и изнутри сквозь него видно небо.Таким образом классические формы цилиндрического в плане здания, используемые с давних времен для храмовых построек получили новое завершение.
Кислер частично воплощает в этом здании идеи бесконечного. Он испольует идеальные формы - круг, спираль, цвета - черный и белый, противопоставление глубины и неба, и на этом минимуме исходных, фундаментальных вещей происходит вся дальнейшая игра символов. Здесь и противопоставление борьбы тьмы и света, фонтан (вода) - как символ очищения, крещения.
Здесь и идеи перерождения человека, и исторические ассоциации с формой сосуда, и пещерой, напоминающие посетителям историю находки свитков.

Игра простых, сжатых, лакончиных форм и цветов в архитектуре Храма Книги задает широкий спектр для размышения....
Это позволило Франку Мор Кросу, профессору гарвардского университета с легкостью заявить: "используйте какую угодно гиперболу для описания, любая будет в тему".

По записям самого Кислера план родился следующим образом -
в самолете пригрезился свет пылающий от свитков. Так появилась идея купола.
А Бартос говорил, что символизм пришел позже. И изначально стена рассматривалась, как способ создания закрытого пространства, что отражало роль Национальной Библиотеки как некого символа надежды.

С другой стороны подобное символическое наполнение входило в задачи, вставшие перед архитекторами. И было близко духовным фантазиям самого Кислера.
Бартос говорил: "На свитки нельзя посмотреть, как например можно посмотреть на Рембрандта. Доступ к ним есть только у ученых. Нашей задачей было каким-то образом поведать о них. Таким образом, мы накинули на это все полог мистики."











Tags: 1960-е, 20 век, Америка, архитектура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments