Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Category:

Вспоминая Прадо: Сад любви

В Прадо есть несколько великолепных холстов Рубенса. Подлинная жемчужина коллекции – «Сад любви», когда-то украшавший спальные покои Филиппа IV. Это большое полотно очень интересно рассматривать после «Садов земных наслаждений» Босха и «Поклонения Венере» Тициана. Картина Рубенса, созданная около 1633, продолжает тему земного рая. Населяет этот рай антверпенское светское общество. Кавалеры и дамы изображены на лоне природы рядом с причудливым барочным гротом, в глубине которого видны три грации. Справа чрезвычайно живой скульптурный фонтан. Вокруг порхают амурчики, в их руках не только луки со стрелами, но и голуби, и розы. Журчит вода, кавалеры что-то нашептывают дамам, музыкант перебирает струны. Начнем с фрагмента:

В Садах любви.



Дама в золотистом платье с жемчужным ожерельем на шее, отрешившись и от подруг, и от окруживших ее амуров, смотрит на нас. Это – Елена Фоурмен, вторая жена Рубенса. А на земле рядом с ней расположилась пара любовников. Кавалер обращен к даме, что-то страстно ей говорит, а она, хотя и положила руку ему на ногу, тоже обращена к чему-то за пределами холста. Эта темноволосая дама очень напоминает первую жену Рубенса Изабеллу Брант.

Любовники

Сайт Прадо дает возможность рассмотреть полотно в деталях. Достаточно зайти по ссылке и кликнуть на + слева. И тогда можно убедиться, что смотрят на зрителя в этой картине только две дамы:

Рубенс. Сады любви
http://www.museodelprado.es/coleccion/galeria-on-line/galeria-on-line/zoom/1/obra/el-jardin-del-amor/oimg/0/


Вероятно, для Рубенса этот подчеркнуто земной сад обретает свою первоначальную суть как место потустороннего, посмертного блаженства.

Первая жена Рубенса Изабелла Брант умерла в 1626 году. „Воистину я потерял, — писал Рубенс, — превосходную подругу, которую я мог и должен был любить, потому что она не обладала никакими недостатками своего пола; она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной, такой добродетельной, что все любили ее живую и оплакивают мертвую. Эта утрата поражает меня до самых глубин моего существа, и так как единственное лекарство от всех скорбей — забвение, дитя времени, придется возложить на него всю мою надежду. Но мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе" (письмо от 26 июля 1626 г. к Дюпюи).
Остались портреты. Вот живописный из собрания Галереи Уфицци:

Рубенс. Портрет Изабеллы Брандт
http://www.wga.hu/support/viewer/z.html

А это – еще более прекрасный рисунок, в котором так много жизни:

Рубенс. Портрет Изабеллы Брандт
http://www.artrenewal.org/asp/database/image.asp?id=17184


Через несколько лет, в 1630 году пятидесятитрехлетний Рубенс женится на своей шестнадцатилетней племян¬нице Елене Фоурмен. „Я решил снова жениться, — пишет он Пейреску, — потому что не чувствовал себя созревшим для воздержания и безбрачия; впрочем, если справедливо ставить на первое место умерщвление плоти, то будем пользоваться дозволенной страстью cum graciarum actione. Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при дворе; но я испугался обычной для знати дурной черты — гордости, в особенности сильной у этого пола. Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти, и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи" (письмо Пейреску от 18 декабря 1634 г.).

Елену Фоурмен мастер будет изображать постоянно. В «Саду любви» она в расцвете своей пышной красоты. Но в первых портретах – совсем девочка. Как, например, в этом рисунке из коллекции музея Бойманс – ван Бейнинген в Роттердаме:

Рубенс. Портрет Елены Фоурман

Есть еще одна прелестная картина из частного собрания, где Рубенс вводит молодую жену в свой дом, в Сад любви:

Рубенс вводит Елену Фоурман в свой дом
http://www.artrenewal.org/asp/database/image.asp?id=17189

Письма Рубенса цитируются по книге: В.Н.Лазарев. Старые европейские мастера. М., 1974. С. 16, 18.
Tags: 17 век, Фландрия, барокко, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments