Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Categories:

Палладианское паломничество: вилла Ротонда днем

Прошел год после посещения виллы Ротонда, и я вновь попала в Виченцу. Оказалось, что здесь у меня есть друзья. И вот вместе со своей бывшей студенткой, ее мужем и ее друзьями из Израиля мы днем подъезжаем к Ротонде с другой стороны:

Вилла Ротонда



С дороги открывается тот самый, знакомый по первым книгам об архитектуре, классический ракурс: вилла венчает холм.
Мы поднимаемся по пандусу. Вот и знакомый гусь, а в нише забавный Самсон раздирает пасть несчастному львенку:

Самсон и гусь

Днем скульптура смотрится иначе. Если при вечернем освещении огромную роль играл силуэт, то теперь невольно обращаешь внимание на детали:

Скульптура Ротонды

При ярком солнечном свете не оторвать глаз от окон и дверей с их наличниками и сандриками:

Окно Ротонды

Над дверью Ротонды

Само же здание настолько гармонично, что трудно представить себе, что в свое время это была революция в архитектуре, когда храмовый портик стал украшать фасад светского здания. Эта идея Палладио «была его собственным творением, – пишет В.Н.Гращенков, – а вместе с тем освящена античной традицией. Колонные портики с фронтоном, свойственные храму, он стал располагать на передних фасадах своих вилл, считая, что они «подчеркивают вход в дом и весьма содействуют величию и великолепию (grandezza е magnificenza) всего сооружения». Широкие лестницы, которые вели к подножию этих портиков, еще более усиливали их торжественность. Палладио искренне считал, что такими были и частные дома древних; он даже предполагал, что именно из жилой архитектуры ордерная декорация фасада была перенесена на храмы и другие общественные сооружения. Замечательное новшество Палладио по-настоящему было оценено и широчайшим образом применялось в XVIII веке в строительстве городских дворцов и сельских усадеб. Портики, увенчанные фронтонами, делали самый скромный усадебный дом «храмовидным», по меткому выражению Г.Р.Державина. Когда же такой дом у основания имел всходы-лестницы, а над кровлей завершался куполом, он действительно походил на храм».
(В.Н.Гращенков. История и историки искусства. М., 2005. С.458 – 459)

Вилла Ротонда

«Менее всего Палладио был подражателем, – писал П.П.Муратов, – <…> Осмысливающий прошлое, он весь был устремлен воображением в будущее, изучая старину, был полон неиссякаемой свежестью и новизною. Об отношении Палладио к Риму лучше всего сказал Катрмер де Кенси: «Палладио как будто бы задался целью показать, что все разумное в формах и пропорциях древней архитектуры годится для всякой эпохи и для всякой страны с теми изменениями, которых не отвергли бы и сами строители древности. Он как бы поставил себе задачу сделать не то, что уже было сделано ими, но то, что они должны были бы сделать и сделали бы, конечно, если бы, возвратясь к жизни, стали работать для наших жилищ. Отсюда проистекает вполне свободное, легкое и находчивое применение им планов, линий и украшений античности во всех родах архитектуры, к которым обращался его талант».
Античный мир был для Палладио живым организмом, и архитектура была не утратившей жизни оболочкой этого мира. Этот «теоретик архитектуры» воспринимал свое искусство природно, стихийно, почти чувственно. Вилла и дворец были для Палладио столь же органичны, как свободно растущее дерево и живой человек».
(П.П.Муратов. Образы Италии. Т. II – III. М., 1994. С.395 – 396)

Портик Ротонды


Сам Палладио в «Четырех книгах об архитектуре» писал о вилле Ротонда: «Она расположена почти что в самом городе. Это место – самое красивое и приятное, какое только можно себе вообразить; оно расположено на небольшом, легкого подъема пригорке, омываемом с одной стороны судоходной рекой Бакильоне, а с другой окруженном приятными холмами, являющими вид как бы большого амфитеатра, сплошь возделанными и изобилующими роскошными плодами и отличными виноградниками. Со всех четырех сторон фасада устроены лоджии, и с каждой стороны наслаждаешься чудесным видом: одним близко, другим – подальше, а еще другим – граничащим с горизонтом».
(В.Г.Лиссовский. Архитектура эпохи Возрождения. Санкт-Петербург, 2007. С. 533)
Прошли столетия, а виды по-прежнему хороши:

Вокруг "Ротонды"


Вилла Ротонда вечером: http://cicerone2007.livejournal.com/23421.html
Tags: 16 век, Италия, архитектура
Subscribe

  • Музей игрушек в Мюнхене

    Для начала я хочу сразу отмести предположения, что это место специфически детское, вроде Диснейленда, что взрослым нечего там делать, если только они…

  • Достройка Рамессеума в первой половине XIX века

    Видимо, первые фото Рамессеума 1850-51 годов. Рамессеум, заупокойный храм фараона Рамсеса II XIII века до н. э., относится к топ-памятникам…

  • Боги. Люди. Герои" . Часть I. Боги.

    Весной 2019 года в Манеже Малого Эрмитажа была открыта выставка «”Боги, Люди, Герои” из собрания Национального археологического…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments