Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Categories:

Греческие вазы: «Зверинец» для симпостия

Командировка в Санкт-Петербург меня порадовала: удалось часок побродить по пустым в этот сезон залам Эрмитажа, купить очень занимательную книжку об эстетике древнегреческого пира и прочитать ее на обратном пути. Это – «Вино в потоке образов» Франсуа Лиссаррага, изданная НЛО. Теперь можно порыться в фотоархиве, и новыми глазами посмотреть на греческие вазы.
Начну с виртуозных фигурных сосудов, прекрасная коллекция которых есть в собрании Эрмитажа. Но сначала полюбуемся не эрмитажным, а бостонским ритоном в виде головы мула:

Ритон в виде головы мула



А вот мул из собрания Эрмитажа. Этот сосуд тоже создан в Аттике. Датируется он 480 г. до н.э. и атрибутируется мастеру Брига. Жаль, что в Эрмитаже фигурные сосуды просто лежат в горизонтальной витрине. Такие произведения хочется рассматривать со всех сторон, тем более что интересна не только выразительная голова с уздечкой, но и краснофигурные росписи в верней части ритона:

Ритон в виде головы мула

Еще одна великолепная работа мастера Брига в Эрмитаже – ритон в виде головы собаки. На венчике сосуда изображена битва пигмеев с журавлями. Очень интересно представить себе взаимоотношение участника симпостия с таким сосудом.
«Во время симпостия не едят, так как чаще всего он происходит после трапезы в собственном смысле слова. Симпостий – это социальный институт, объединяющий взрослых мужчин, наделенных гражданским статусом, в рамках которого они пьют, исполняют лирическую поэзию, играют на музыкальных инструментах и обмениваются всевозможными речами» ( Ф. Лиссарраг. Вино в потоке образов. М.,2008. С. 17). Вино разбавлялось водой. Пропорции смешения «могут варьироваться в пределах от трех частей воды на одну часть вина до пяти к трем или трех к двум, в зависимости от желаемой крепости» (Там же). Поэтому величина ритонов нас, привыкших к бокалам и чистому вину, не должна удивлять.
Симпостий – это не только место для серьезных бесед, но и место для игры. Фигурный сосуд – один из объектов игры. Когда он наполнен, пирующий внимательно рассматривает изображение на венчике, а осушив ритон, может восхищаться живой мордой пса:

Ритон в виде головы собаки

В «зверинце» греческих мастеров 5 века до н.э. чаще всего встречаются изображения домашних животных. Вот, например, очаровательный бычок из собрания Музея изящных искусств в Бостоне:

Ритон в виде головы бычка

А это ритон в виде головы барана из Эрмитажа:

Ритон в виде головы барана

Вот еще один баран из Эрмитажа. Он датируется около 460 г до н.э. и считается работой мастера Сотада, одного из самых интересных мастеров эпохи:

РИтон в виде головы барана

С именем этого мастера связан и ритон в виде головы вепря из собрания Британского музея:

Ритон в виде головы вепря

Разумеется, не были забыты и птицы. Это эрмитажный сосуд, на венчике которого изображена богиня утренней зари Эос. Она влюбилась в прекрасного юношу Кефала и похищает его на наших глазах. Сосуд атрибутируется Мастеру Лондон D 15:

Ритон в виде птицы

А завершить рассматривание керамического «зверинца» я хочу не аттическим сосудом эпохи классики, а более ранним канфаром с головой обезьяны из собрания музея Метрополитен. Он был найден на Кипре:

Канфар в виде головы обезьяны
Tags: Древняя Греция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments