Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Вилла Вальмарана. Часть вторая: фрески Джандоменико Тьеполо

У нас были такие счастливые лица после посещения конюшни (http://cicerone2007.livejournal.com/25742.html) , что сторож вместо того, чтобы попрощаться, неожиданно предложил нам зайти в соседнее здание. Это была форестерия – дом для гостей. С черного хода мы попали на скромную кухню. Здесь не было ни современной плиты, ни посудомоечной машины.
– Это историческое здание. Нам запрещают ставить современную технику, кондиционеры. Все должно быть так, как было в 18 веке. В этом доме обычно живут владельцы виллы. Знаете, наш старый хозяин недавно умер, а новый сюда еще не переехал. Если хотите, я могу провести вас в жилые комнаты, которые туристам обычно не показывают.
Разумеется, мы не стали отказываться. И старый сторож превратился в чичероне. Мы переступили порог жилых покоев и оказались в 18 веке. Форестерию расписывал сын Джованни Баттисты Тьеполо – Джандоменико. Вот зал, на стенах которого он запечатлел кавалеров и дам в окрестностях Виченцы:

Дама и кавалер
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Giovanni_Domenico_Tiepolo_008.jpg


Прогулки приобретают какой-то особый смысл и значительность благодаря низкой линии горизонта. Люди изображаются на фоне облачного неба. Вдали видны заснеженные горы. Кажется, что на фресках мы видим реальных людей, конкретную местность:

Фрагмент фрески
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Giovanni_Domenico_Tiepolo_009.jpg


Удивительны наряды дам и кавалеров. Объемные теплые накидки и куртки, шляпы необычных форм придают сценам привкус гротеска:

Созерцающие
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Giovanni_Domenico_Tiepolo_018.jpg


А это зимняя сцена. Дамы в меховых шапочках, с муфтами. Облачное небо и стая птиц:

Прогулка
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Giovanni_Domenico_Tiepolo_019.jpg

Крестьянские сцены на фресках соседнего зала – летние. Вот компания отдыхает у пруда под раскидистыми деревьями:

Отдых крестьян
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Dominico_Tiepolo_Fresco_Villa_Valmarana_02.JPG

А это фрагмент сцены с изображением крестьянского обеда:

Крестьянский обед
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Dominico_Tiepolo_Fresco_Villa_Valmarana_01.JPG

Фрески следующего зала погружают нас в фантастическую атмосферу Китая:

Китаец под зонтом
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Giovanni_Domenico_Tiepolo_013.jpg

Нам такой Китай знаком по «Турандот» Гоцци, современника Джандоменико Тьеполо. Китай как видение, Китай как сказка:

Китайский идол
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Giovanni_Domenico_Tiepolo_011.jpg

Персонажи этих фресок похожи на актеров. Их фантастические платья и шляпы – сценические костюмы, а контуры дворцов и пагод напоминают театральный задник:

Торговец шелком
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Giovanni_Domenico_Tiepolo_006.jpg

В череде покоев есть зал, украшенный изображениями античных богов. Вот Аполлон и Диана:

Аполлон и Диана
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Giovanni_Domenico_Tiepolo_003.jpg


Но мифологические персонажи меркнут рядом со сценами из венецианской жизни. Изображение толпы любопытных, полностью поглощенных каким-то уличным зрелищем, встречается у Тьеполо-младшего и в росписях виллы в Дзианиго, которые экспонируются сейчас в палаццо Ка-Реццонико в Венеции. Мотив тот же, но персонажи разнятся. Зато остается ощущение реальной жизни. Так и хочется вместе с масками понять, что же там происходит?

Венецианская толпа
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Giovanni_Domenico_Tiepolo_010.jpg

Мы покидали форестерию совершенно потрясенные. Джандоменико Тьеполо для меня – венецианское открытие. Если прекрасные фрески его отца кроме Венеции можно увидеть в Вюрцбурге или Мадриде, а картины есть и в наших собраниях, то лучшие работы сына – только в венецианских церквях, музеях и на вилле Вальмарана. Глядя на его работы, я вспоминала картоны Гойи. В картинах этих двух мастеров конца 18 века есть какой-то удивительный сплав «театра жизни» и жизненной реальности.
Фотоаппарат я достала из сумки уже на выходе. Вот как выглядит оформление двери, за которой таятся фрески Тьеполо:

Форестерия виллы Вальмарана

А это – стена форестерии:

Форестерия на вилле Вальмарана
Tags: 18 век, Италия
Subscribe

  • Боги. Люди. Герои" . Часть I. Боги.

    Весной 2019 года в Манеже Малого Эрмитажа была открыта выставка «”Боги, Люди, Герои” из собрания Национального археологического…

  • Сквер имени Низами Гянджеви в Санкт-Петербурге.

    Па́мятник Низами́ Гянджеви́ — выдающемуся поэту, классику персидской поэзии, уроженцу Гянджи, находится в Санкт-Петербурге, в сквере,…

  • Из жизни кариатид

    На Акрополе Мы не знаем достоверно имени архитектора, построившего Эрехтейон, - храм на афинском Акрополе, который своей смелой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments