Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Как сохранить чудо: Дуччо в Сиене

Сейчас, накануне Рождества, передача иконы Богоматери Торопецкой в церковь коттеджного поселка и горькая новость о трагедии Богоматери Боголюбской заставляют не только специалистов, но мало-мальски образованных людей задуматься о том, где и как можно сохранить иконы.
http://users.livejournal.com/_corso_/185484.html
http://users.livejournal.com/_corso_/183410.html
А какова судьба произведений, созданных для церкви, на Западе? Два года назад я оказалась в Сиене. Вот «Рождество» работы Дуччо, часть знаменитого алтарного образа «Маэста», созданного для собора:

Дуччо "Рождество"



Дуччо работал над «Маэста» ( так называют итальянцы этот алтарный образ, на лицевой стороне которого Богоматерь изображена на троне в окружении ангелов и святых) в 1308-1311 годах. Перенесение этого образа из мастерской художника в собор было великим торжеством Сиены. Шествие, в котором участвовало огромное количество народа, сопровождал колокольный звон, трубы и барабаны.
Но через два столетия образ убрали из главного алтаря Дуомо. Он был разобран, его части хранились в разных капеллах, а некоторые из них в конце концов были утрачены. В 1878 году алтарный образ был перенесен в музей собора, где и хранится по сей день.

Дуччо "Маэста"

В XX веке «Маэста» была отреставрирована. Краски работы Дуччо вновь засияли. Это сцена Благовещения из верхнего регистра:

Дуччо "Благовещение"

Дуччо часто использует глубокий насыщенный цвет. Он смотрится как драгоценность на фоне нежных пастельных тонов. Например, в мафории Марии:

Дуччо. Мария

А это «Благовещение» находится в нижнем регистре:

Дуччо "Благовещение"

Это его фрагмент – фигура архангела Гавриила. Золото здесь оттеняет розовато- лиловые цвета самой Сиены, которые можно видеть, любуясь дворцами и храмами на фоне рассветного или закатного неба:

Дуччо. Архангел Гавриил


Вспоминаются слова В.Н.Лазарева: «В истории не только сиенской, но и всей итальянской живописи Дуччо занимает выдающееся место. Он является одним из самых очаровательных мастеров, обаянию которого трудно не поддаться. Его мягкое, нежное искусство претворяет в высокие поэтические ценности любой образ и любую сцену христианской легенды. Иконы Дуччо созданы для интимного лирического сопереживания. Они утратили византийскую суровость и строгость, им свойственна какая-то особая задушевность». /В.Н.Лазарев. Старые итальянские мастера. М., 1972. С.16/
Все это относится и к образам пророков и святых. Например, к изображению пророка Иеремии:

Дуччо. Пророк Иеремия

На оборотной стороне алтарного образа – Страсти и сцены из жизни Христа:

Дуччо "Маэста"


И здесь не устаешь любоваться нежными линиями и удивительными по красоте сочетаниями цветов. Вот дивный фрагмент с женами-мироносицами:

Дуччо. Жены мироносицы

Завершить воспоминание о «Маэста» Дуччо хочется фрагментом «Успения Богоматери». Какой же здесь теплый образ Христа! Как трогательна душа Марии в его руках!

Дуччо. Христос с душой Богоматери.

Благодаря тому, что «Маэста» экспонируется в музее собора, у нас сейчас есть возможность видеть алтарный образ так близко, как видели его современники Дуччо, вносившие его в собор. А благодаря тому, что его не тревожат после реставрации, мы так же, как и они, благоговейно внимаем звучанию красок и линий, сопереживая и очищая душу.

Произведения Дуччо воспроизводятся из:
http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/d/duccio/buoninse/index.html

Сиенский Дуомо: http://cicerone2007.livejournal.com/7122.html
Воспоминание о Сиене: http://cicerone2007.livejournal.com/18838.html
Новогодняя Сиена: http://cicerone2007.livejournal.com/27347.html
Tags: 14 век, Италия, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments