art_observer (art_observer) wrote in history_of_art,
art_observer
art_observer
history_of_art

Category:

Фаберже vs Гуриати

Говоря о современном декоративно-прикладном искусстве, мы чаще всего используем слово "дизайн" и гораздо реже – "произведение искусства". Говорим о техническом совершенстве, но не о мастерстве. Тем ценнее предметы, попадающие под категорию objet d'art, те, в которых техническая и художественная составляющая соединяются ради общего результата, а самые радикальные новшества базируются на знании и умелом использовании традиций.

История фирмы "Гуриати" начиналась 20 лет назад с небольшой мастерской и производившихся там реплик изделий Фаберже. Поставщик Императорского двора и гениальный менеджер, Карл Фаберже сумел превратить свое имя в успешный бренд. Он собрал под своим крылом лучших мастеров золотого и серебряного дела, лучших эмальеров и художников, и если в производстве ювелирных украшений он и уступал пальму первенства фирме Болин, то в области интерьерной ювелирной пластики и столовой утвари на протяжении долгих лет оставался вне конкуренции. Секрет успеха во многом крылся в мастерстве исполнения – изящный рисунок и богатая фантазия дополнялись безупречным исполнением, а уж в производстве эмали, особенно эмали гильош Фаберже не было равных. Пасхальные яйца, репрезентативные, выполненные для императорской семьи, и более простые, часы, рамки для фотографий, парадные письменные наборы, портсигары и пудреницы, бювары и запонки – в ассортименте фирмы было богато представлено все то разнообразие изящных мелочей, присутствие которых совершенно необходимо в парадном интерьере и повседневном обиходе светского человека. Кроме того – и это немаловажно – вещицы от Фаберже становились в зависимости от ситуации милым или официальным подарком, всегда уместным и не остающимся незамеченным. Необходимость в подобных предметах была утрачена после крутого исторического виража в 1917 году, но уже следующий поворот истории вернул все на круги своя. Наверное, спрос и продиктовал предложение, появились новые коллекционеры, начали расти цены на произведения искусства, в том числе и чуть ли не в первую очередь – на работы Фаберже, и при понятной ограниченности количества антикварных предметов производство честных реплик или вещей «по мотивам» было отличным и своевременным решением. Самым сложным был, рискну предположить, вопрос чисто технический. Эмаль гильош – производство весьма трудоемкое, и нигде в Европе не сохранившееся. Это кажется странным, но это действительно так – кроме фирмы «Гуриати» и еще нескольких российских мастеров больше нигде в мире гильоше не делают. На металлическую (как правило серебряную или золотую) поверхность сперва наносится геометрический узор в виде лучей, волн, завитков, спиралей (собственно, это и есть гильошировка), и затем покрывается несколькими слоями прозрачной эмали, через которую просвечивает рисунок. Описывать тот необыкновенный эффект свечения и глубины, который получается в результате этой в полном смысле слова ювелирной работы, вряд ли имеет смысл. В палитре эмальеров Фаберже было 144 оттенка. В арсенале мастеров «Гуриати» – не меньше. Среди них есть воспроизводящие старые образцы, а есть и собственные разработки последних лет. В любом случае, дело здесь не в количестве, а в качестве, которое даже по мнению строгих экспертов в области ювелирного искусства самое высокое среди всего, что производится в наши дни. Еще одно достижение - собственные виды гильошировки: фигуративная и голографическая.

Но одними только hommage á Фаберже фирма «Гуриати» не ограничивается. Художники выполняют предметы вполне в духе времени, не похожие ни на что и неизменно вызывающие удивление зарубежных коллег на международных ярмарках. Отдельная тема для «Гуриати» – интерьерные часы, имеющие самую разную форму и декор, и обязательно – швейцарский механизм, который в некоторых случаях изготавливается по особому заказу и собственным эскизам художников «Гуриати» известнейшим часовщиком Paul Gerber.

Что очень нравится в изделиях «Гуриати» лично мне – это отменное чувство юмора. Первым изделием, положившим начало собственной, независимой от образцов прошлого линии «Гуриати» были часы с обезьянкой. Смешное животное примеряет на голову корону, но сами мастера фирмы, примерив на себя достижения Фаберже, пошли дальше. Голый король, царевна-лягушка, динозавр, снесший золотое яичко, и первобытный человек в буденовке со звездой добавляют очень добрую и веселую нотку к парадным произведениям.

Еще одна оригинальная линия «Гуриати» – изделия из необычных материалов, например, из отполированной до блеска нержавеющей стали, инкрустированной драгоценными камнями. В свое время Карл Фаберже говорил: «Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга». Так что и тут мастера «Гуриати» с ним солидарны.

Главный офис компании и само производство "Гуриати" расположены во Владикавказе, но ее представителей – неутомимого основателя Асланбека Гуриева и мастеров, художников и ювелиров – можно встретить где угодно: среди посетителей новой выставки в московском Кремле или петербургском Эрмитаже, в качестве участников часового салона в Базеле и многих престижных выставок в Америке, Японии, Арабских Эмиратах. Они не перестают учиться и совершенствоваться, поскольку точно знают: если ты всего лишь остановился, ты уже откатился назад. У компании есть и свой девиз – осетинское слово «Агдау», которое можно перевести как «кодекс чести», не позволяющий снизить высокую планку, поставленную самим себе однажды.

Ирина Осипова

Посмотреть больше картинок




Tags: 20 век
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments