Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Category:

Раннее христианство: виноградная Лоза

На стыке античной и христианской культур настойчиво повторяется мотив виноградной лозы и сбора винограда. Мы встречаем его в росписях, мозаиках и на саркофагах.
« Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец мой – Виноградарь;
Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода», – говорит Христос /Евангелие от Иоанна 15: 1–8/
Сплошным кружевом оплетает виноградная лоза саркофаг середины IV века, находящийся сейчас в собрании Ватиканских музеев:

Саркофаг со сценами сбора винограда



В центре композиции изображен бородатый «Добрый пастырь», а углы фланкируют еще два безбородых. А между этими спокойными фигурами снуют с корзинками крылатые младенцы, отправляющие виноград в давильню.

Саркофаг Юния Басса из Ватикана более известен своими фигурными сценами из Ветхого и Нового Завета:

Саркофаг Юния Басса

Но боковые его части также украшены сценами сбора винограда.
Как тут не вспомнить образы Апокалипсиса: «Пусти острый серп твой и обрежь грозды винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды.
И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия.
И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий». /14: 18–20/

Саркофаг Юния Басса

Пластика этих саркофагов – это еще язык античности. Но в него теперь вкладывается содержание для посвященных. «Осенний пир природы» уже лишен «ясности и легкой прохлады античных рельефов». «Более сложный их символизм, их двойственность говорят о каком-то новом душевном расколе, о создании двух отдельных миров. <…> И есть что-то таинственное, даже жуткое, в деле этих детей-гениев, так мало похожих на детей. Собранное ими не останется на земле. Иной мир возьмет себе плоды, произведенные ее долгим античным летом, и земля опустеет». /Муратов П.П. Образы Италии, т.2. М., 1994.С. 40-41/

Вино – это и кровь Христа. Винно-красный порфир в сочетании с мотивами сбора винограда в саркофаге Констанции делает еще более явным символический смысл изображений:

Саркофаг Констанции

Боковые стенки этого саркофага, где три младенца давят ногами виноград, заставляют нас вспомнить об античных саркофагах с дионисийскими сценами. Сама форма римских саркофагов нередко воспроизводила ванны-давильни со стоками для сусла. Виноград погибал в них, но, перебродив, обретал новую жизнь в благородном вине. Смерть тела и вечная жизнь души проступали в этих античных образах.

Саркофаг Констанции

Порфировый саркофаг находился в мавзолее дочери императора Константина – Констанции. Это – одно из самых ранних христианских сооружений Рима. Снаружи все очень скромно:

Мавзолей Констанции

Как и в базиликах – главное внутреннее пространство. Таинственное в затемненных галереях с глубокими нишами и наполненное потоками света под парящим куполом.

Мавзолей Констанции

К сожалению, мозаики купола не сохранились. Сейчас он украшен более поздней живописью:

Мавзолей Констанции

«Сама Констанция, хотя и причисленная к лику святых западной церковью, была далека от характеров римских матрон и праведниц, чьи имена до сих пор соединены с основанными ими катакомбами. Скорее она была первой из тех женщин, которые своими страстями и пороками окрасили впоследствии в драматические цвета придворный быт Византии. Но к этому равнодушны были художники, построившие и украсившие ее мавзолей». /Муратов П.П. Образы Италии, т.2. М., 1994.С. 40/

Мавзолей Констанции

Сдвоенные колонны несут арки, за которыми видны мозаики:

Мавзолей Констанции

«Мозаики на сводах круговой галереи переросли односложный лепет изображений в катакомбах. Еще с большей свободой расцветшее воображение христианских мастеров обратилось теперь к античным образцам. Медальон с изображением молодого Христа, напоминающего Диониса классическим поворотом, завитками волос и улыбкой, окружен сценами виноградного сбора. Приземистые сельские человечки срезают лозы, нагружают гроздьями тележки, опирающиеся на пару больших круглых колес, и давят виноградный сок ногами, соединяя по древнему обычаю свой труд с ритуальной пляской.

Мавзолей Констанции

«Vindemia» [сбор винограда] чередуется с богатым орнаментом. Это немного наивное античное богатство, еще далекое от византийской роскоши. Простое накопление предметов, которые любил глаз античного человека, образует его — множество птиц, веток, цветов, рогов изобилия и маленьких летящих гениев. И почти исключительно два цвета во всем, белый и синий, к которым лишь кое-где примешивается желтый цвет — осенний цвет виноградных листьев». /Муратов П.П. Образы Италии, т.2. М., 1994.С. 40/

Мавзолей Констанции
Tags: 4 век, архитектура, скульптура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments