Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Categories:

Юрьев монастырь

Один из главных памятников архитектуры домонгольской Руси находится в Юрьевом монастыре под Новгородом. Это – Георгиевский собор. Ему не мешает современное городское окружение, его облик искажен значительно меньше, чем другие памятники XI-XII веков. Вырастая прямо из земли, мощно устремляясь к небу, стоит перед нами богатырский собор:

Юрьев монастырь



Монастырские постройки XIX века лишь подчеркивают его величие:

Юрьев монастырь

Собор был заложен в 1119 г. князем Мстиславом, освящен в 1130 г. Строил его мастер Петр. Это первое имя русского архитектора, известное нам. Огромный княжеский собор конкурирует со Св.Софией Новгородской. А его внутреннее пространство отмечено большей цельностью и энергичным движением вверх. В интерьере нет никаких горизонтальных деталей, которые могли прервать это движение:

Интерьер Георгиевского собора

Древние росписи не сохранились. В настоящее время центральная часть храма расписана современными мастерами. Выглядит это достаточно органично, поскольку фрески стилистически соотносятся не с XVIII или XIX веком, а ориентированы на домонгольские образцы. Остатки подлинных росписей XII века сохранились лишь в молельне лестничной башни Георгиевского собора:

Юрьев мон-рь.1119 г
http://fotki.yandex.ru/users/fchstudents/view/210072/?page=6

Юрьев мон-рь.1119 г
http://fotki.yandex.ru/users/fchstudents/view/210071/?page=6

Юрьев мон-рь.1119 г
http://fotki.yandex.ru/users/fchstudents/view/210051/?page=5

Собор трехглавый. Кроме главы над лестничной башней есть и глава над приделом. Асимметрия становится явной, когда мы смотрим на собор с северо-запада. Это – самый экспрессивный ракурс:

Юрьев монастырь

Но ощущение цельности и компактности в облике могучего собора преобладает. Разумеется, то, что мы видим сейчас, значительно отличается от первоначального вида храма. Иными, вероятно, были главы, покрытие шло по закомарам. И хотя закомары находятся почти на одном уровне, но, тем не менее, выглядел собор более стройным:

Юрьев монастырь

Собор сложен из чередующихся рядов плинфы и грубо обтесанных камней. Интересно, что стремление замаскировать горизонтальные полосы кладки, привело к тому, что «стены собора были сразу оштукатурены, ниши покрыты росписью, в том числе и лицевой, радиальная кладка арочных проемов была выявлена и подчеркнута раскраской». /История русского искусства, т. 1, М.: Северный паломник, 2007. С.408-409/

Юрьев монастырь

В зимний день собор смотрится иначе, чем при ярком летнем освещении, когда, наряду с окнами, мы видим многочисленные ниши, расчленяющие поверхность стен. Глухими зодчий оставил лишь тимпаны закомар. Их гладь не нарушается окнами. Лишь на северном и южном фасадах в тимпанах центральных прясел располагаются ниши:

Юрьев монастырь

Глядя на Георгиевский собор, я вспоминала великолепную икону Св.Георгия из Успенского собора Московского Кремля. Когда-то считалось, что происходит она из Юрьева монастыря. Как я понимаю, у современных исследователей нет данных, которые бы это подтверждали. В Москву икона могла попасть и из Новгорода, и из Киева. Не оспаривается лишь ее принадлежность к монументальной живописи домонгольской поры. Датируют ее второй половиной XI – началом XII века. Огромная, сияющая золотом, согретая теплым красным тоном плаща Георгия икона завораживает. Святой воин прекрасен. Это образ цветущей молодости. И если бы не огромные глаза, и не отточенная линейность в трактовке лица, то этот златокудрый юноша смотрелся бы братом греческим куросам эпохи ранней классики:

Св. Георгий

Монастырь стоит на берегу реки. За Волховом видно Рюриково Городище, неподалеку от него церковь Спаса на Нередице. С южной стороны открывается вид на озеро Ильмень:

У Ильмень-озера

Юрьев монастырь занимал особое место среди новгородских монастырей и именовался лаврою. Уже в XII веке он владел земельными угодьями, а к началу XVIII века ему принадлежало 5800 десятин земли и 5000 душ крестьян. После секуляризации церковных земель в 1764 году монастырь постепенно приходит в упадок. Кстати, в XVIII-XIX веках монастырь использовался и как тюрьма, большую часть узников которой составляло духовенство, ссылаемое за непристойные духовному сану поступки – пьянство, воровство, прелюбодеяние…
Новый расцвет монастыря связан с именем архимандрита Фотия, который был назначен настоятелем в 1822 году. Дошедший до нас монастырский ансамбль – результат его строительной деятельности:

Юрьев монастырь

Крестовоздвиженская церковь, например, была построена на месте сгоревшего в 1810 году храма:

Юрьев монастырь

В 1841 году завершилось строительство колокольни по проекту архитектора Росси:

Юрьев монастырь

Все это стало возможным благодаря огромным пожертвованиям в монастырь графини Анны Орловой-Чесменской, духовной дочери архимандрита Фотия.
Впрочем, о взаимоотношениях графини и архимандрита ходили разные слухи. В пушкинской эпиграмме это выглядит так:

Благочестивая жена
Душою богу предана,
А грешной плотию
Архимандриту Фотию.

А это – эпиграмма на Фотия:

Полу-фанатик, полу-плут;
Ему орудием духовным
Проклятье, меч, и крест, и кнут.
Пошли нам, господи, греховным,
Поменьше пастырей таких, —
Полу-благих, полу-святых.

Фотий был приближен ко двору Александра I, при Николае I его положение пошатнулось. «Николай I был чужд мистическим настроениям. В вопросах веры он стоял на чисто бюрократических позициях. При таком подходе даже чудеса были строго регламентированы. Ко всему выходящему за официальные рамки император относился как к нарушению установленного порядка. Естественно, архимандрит Фотий и все происходящее вокруг него внушали Николаю I подозрение. Он был склонен слепо верить муссирующимся в обществе слухам. На предложение А. А. Орловой-Чесменской построить женский монастырь вблизи Юрьевской обители император в шутливой форме ответил, что разрешит, если между ними построят сиротский дом. Но кроме бытовых подозрений в моральной нечистоте и корысти у Николая I были и более серьезные мотивы не доверять Фотию. Противник любой оппозиции, император был осведомлен о том, как при непосредственном участии Фотия православные оппозиционеры убедили Александра I в последние годы царствования сменить политический курс. Среди наиболее доверенных людей Николая I были А. Н. Голицын и М. М. Сперанский, имевшие основания не любить Фотия. Напротив, соратники Фотия по оппозиции А. А. Аракчеев, А. С. Шишков, М. Л. Магницкий уже в первые годы царствования потеряли свои должности.

В Юрьевом монастыре прошли последние десять лет жизни архимандрита Фотия. Отрезанный от общественной и политической жизни Фотий обратился к юродству. Это был редчайший случай, когда подобную религиозную практику избрал настоятель монастыря». / Кондаков Ю. Либеральное и консервативное направления в религиозных движениях в России первой четверти XIX века. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/kond/06.php

Георгиевский собор при Фотии был отремонтирован. Правда в результате этого ремонта погибли древние фрески, а к западному фасаду была пристроена паперть. Вот как выглядел собор в середине XIX века:

Юрьев монастырь

Графиня А.Орлова-Чесменская умерла в 1848 году, через 10 лет после смерти архимандрита. Все свое состояние она оставила Юрьеву монастырю. Умерла она при посещении монастыря, выйдя из покоев Фотия, и была погребена в его склепе.
Tags: 12 век, Россия, архитектура, иконы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments