Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Categories:

Церковь Троицы в Никитниках: что за этими окнами?

Сейчас, когда решается судьба древнерусского наследия, хочется понять как же живут памятники в новых условиях. Что происходит, когда музей вынужден покинуть храм или монастырь?
Помню, как лет десять назад очень остро стоял вопрос о музее в Троице-Сергиевой Лавре. В этом музее работали мои университетские приятельницы. Приезжала к ним много раз, привозила в музей студентов, друзей. Поэтому, когда музей вывели из Лавры, я очень хорошо понимала их боль.
Звоню приятельнице неделю назад и узнаю, что все нормально, что она и ее коллеги по-прежнему работают в ризнице, коллекция древнерусского искусства сохранена, экспозиция XVIII века тоже жива. Музей и монастырь подписали соглашение о сотрудничестве, и даже келейная икона св. Сергия Радонежского вернулась в музейную экспозицию. Монастырь не изгнал профессионалов, более того музейщикам стали помогать.
А что в Москве? Можно ли увидеть то, что скрыто за этими окнами с великолепными резными наличниками?

Церковь Троицы в Никитниках



Церковь Троицы в Никитниках, как и Новодевичий монастырь, когда-то была филиалом Исторического музея в Москве. Это был один из самых чудесных музеев Москвы – живой посадский храм первой половины XVII века. Когда я привозила студентов-искусствоведов на практику в Москву, то без знакомства с Троицей в Никитниках нельзя было обойтись так же, как без посещения Кремля и Коломенского. Говорю об этом, поскольку случись практика сейчас, в церковь бы студенты не попали.

Церковь Троицы в Никитниках

Храм передали церковной общине. Сейчас служба идет в подвальном помещении, где когда-то были складские помещения купцов Никитниковых, а верхний храм на реставрации. Хоть и хороша церковь снаружи, но главное, как и полагается, находится внутри. Здесь чудом сохранился полный цикл росписей середины XVII века. Иконостасы украшали иконы Симона Ушакова и изографов Оружейной палаты.

Церковь Троицы в Никитниках

Церковь окружают плотным кольцом здания начала и середины XX века. Когда-то в них были кабинеты ЦК и Московского горкома партии, сейчас здесь расположилась администрация президента. Жилых домов поблизости нет. Это к вопросу о приходе.

Церковь Троицы в Никитниках

За последние годы я несколько раз оказывалась в Никитниковом переулке, но попасть в храм не могла. Вот и на днях пришла, спросила и услышала, что там идет реставрация. Существует сайт храма: http://www.nikitniki.ru/main
Но понять, что сейчас с фресками, невозможно. Кстати, сайт странный. Тексты о храме, которые там выложены, очень старые, авторы не упоминаются. Никакой информации о современном состоянии, о реставрации там не найти.
Поиск по блогам оказался более продуктивным. Я нашла прекрасные фотографии очаровательной прихожанки храма: http://tanja-shino.livejournal.com/139322.html
Из ее поста я узнала о противостоянии музея и прихожан. Все это очень грустно. Люди стали заложниками ситуации. Вот, например, община обижается на «вредных» музейщиков, которые вывезли иконостас из южного придела храма. А что делать музею, если ответственность за иконы никто с него не снимал?

Церковь Троицы в Никитниках


А самое главное, как должен существовать уникальный храм. Что на этот счет думает община? Насколько этот храм будет доступен? Разумеется, молиться в таком храме – это счастье. Но почему он утрачен сейчас для русской культуры? Наверное, мнение об этом церковной общины было бы интересно узнать не только мне.

Церковь Троицы в Никитниках

Сейчас, когда разрабатывается закон о передаче недвижимости религиозным организациям, нельзя забывать о главных российских памятниках. Надо думать о том, как сохранить их для потомков. Думаю, что при передаче храма церкви, сразу же надо оговаривать возможность его доступности не только для прихожан и законодательно определять ограничения, которые должны соблюдать его новые владельцы. Итальянцы это обязательно делают по отношению к уникальным фресковым комплексам. И Капелла дель Арена с фресками Джотто, и капеллы с фресками Мазаччо и Пьеро делла Франческа во Флоренции и Ареццо живут в храмах в музейном режиме. Строго регулируется поток посетителей, поскольку люди заранее покупают билеты на сеансы. Продумано освещение. Разумеется, ни о каких парафиновых свечах и речи нет. А ведь наши памятники еще более хрупкие. Фрески-то были изобретены не в наших широтах! Рублевские росписи в Успенском соборе сохранить не удалось. Сохранятся ли росписи в церкви Троицы, или наши дети, как и мы в последние годы, смогут любоваться лишь ее фасадами?

Церковь Троицы в Никитниках
Tags: 17 век, Россия, архитектура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments