Oксана (animagemella1) wrote in history_of_art,
Oксана
animagemella1
history_of_art

Categories:

Загадочный дворец в Соляном переулке

В один из дней, мечтательно прогуливаясь улицами заснеженного Питера, мы вышли к очень красивому зданию, на фасаде которого было написано "Центральное Рисовальное Училище барона Штиглица".



Открылась старинная дверь и мы попали в таинственные пространства. В нишах стен полуосвещенных коридоров проступали скульптуры. Лучь света, то выхватывал фрагмент барельефа, то скользил по поверхности стены, проявляя истертую полуразрушенную фреску. А в анфиладах пустынных зал вдруг осветились видения из Древней Греции... Вот чудеса - перед нами, неожиданно, возник Пергамский алтарь..!



Училище (ныне Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия им. А.Л.Штиглица) было основано в январе 1876 года по инициативе и на средства, пожертвованные банкиром и промышленником бароном Александром Людвиговичем Штиглицом (1814—1884). Оно стало любимым детищем Штиглица, горячего поклонника искусства вообще. Пожертвовав на первоначальное устройство училища 1 млн. рублей, он продолжал субсидировать его и впоследствии. До последних дней своей жизни был его почётным попечителем и после смерти завещал ему очень большую сумму.
В 1878 при училище был основан музей декоративно-прикладного искусства. Его первым директором стал архитектор М. Е. Месмахер, по проекту которого, в 1885–1896 годах, музей был построен. Это здание сегодня можно рассматривать как уникальный памятник архитектуры эпохи историзма - Месмахер не просто заимствовал отдельные композиционные приемы и декоративные элементы ренессансных построек, но стремился к созданию обобщенного и целостного образа архитектуры эпохи Возрождения.



















Большой выставочный зал является композиционным центром всей постройки. В качестве основы архитектурно-конструктивного решения М. Е. Месмахер использовал двухъярусную аркаду, выполненную в характерных для эпохи Возрождения формах. Одним из аналогов ее пластической проработки принято считать фасад библиотеки Сан Марко в Венеции. Пространство этого грандиозного зала перекрыто огромным стеклянным куполом, ставшим одним из крупнейших достижений строительной техники в России конца XIX века.




Фото 1896 года.



Итальянская лестница, соединяющая нижний и верхний ярусы галереи, обеспечивает доступ к залам второго этажа. По замыслу зодчего, на ее верхней площадке была помещена мраморная статуя барона А. Л. Штиглица работы известного скульптора М. М. Антокольского.


Фото нач. XX века





По периметру зала размещена гипсовая копия большого фриза Пергамского алтаря Зевса (180 - 160 гг. до н.э.) - дар Государственного Эрмитажа; установлен в 2002 г.



На фризе изображена борьба богов и гигантов, символизирующая победу, одеожанную Пергамом над галлами-варварами




















В собрании музея представлены образцы русского, западноевропейского и восточного декоративно-прикладного искусства XVI–XX вв., современного промышленного дизайна. Обширные коллекции музея (более 30000 эскпонатов) разместились в его многочисленных просторных залах, гипсовые слепки и гальванокопии заняли свое место рядом с подлинными, подчас уникальными вещами. Вместе с декоративным убранством интерьеров они способствуют созданию представления о различных художественных стилях.







Буфет с изображением сцены "Борьба Зевса с титанами". Южная Германия, 1856 г.






Вход в Большой выставочный зал


Франческо Лаурана (ок.1430-1502). Портрет Ипполиты Марии Сфорца, ок.1473. Копия (кон. XIXв.) с оригинала, который хранился в Berlin Staatliche Museum и был утрачен во время Второй Мировой войны, в 1945 году.




Коллекция западноевропейского фарфора включает декоративные изделия, пластику, предметы бытового назначения крупнейших мануфактур — Мейсена, Берлина, Севра, Вены, а также изделия небольших заводов — Клостер-Фейльсдорфа, Готы, Фолькштедта, Хехста.








Оригинальная шкатулка, составленная из монет. Западная Европа, кон. XIX в.


В музее находится уникальная коллекция русских изразцовых печей середины XVIII — первой половины XIX века, фрагменты печей и отдельные изразцы XVII—XX веков.




Зал русского искусства XVII века «Теремок»






Фрагмент росписи сводов зала «Теремок»






Музей, действительно, уникальный! Очень хочется вернуться сюда вновь! Надеюсь, что такая счастливая возможность когда-нибудь предоставится..!
Tags: Россия, архитектура, декоративно-прикладное искусство, музеи, скульптура
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 75 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Community