Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Categories:

Вспоминая Мантую. Часть первая: Пизанелло

В Мантую мы ехали на поезде из Милана. Путь лежал через равнины Ломбардии, за окном тянулись поля, в вагоне туристов было совсем мало, нашими попутчиками были в основном студенты, а в Кремоне вагон заполнили старшеклассники. Когда за окном показались озера, стало ясно, что Мантую я знала давно.

Мантуя



Я видела ее в Прадо, в «Успении Богоматери» Мантеньи. Крепостные стены, мосты и водная гладь за спинами апостолов – это образ Мантуи.

Мантенья. Успение Богоматери

Мы расположились в скромной гостинице в центре города, в двух шагах от дворца. Бросив чемоданы, тут же отправились к озеру и дворцу. Вот его суровые крепостные ворота:



Палаццо Дукале – это целый комплекс разновременных сооружений. В свое время резиденция Гонзага, с ее пятьюстами залами, была самым большим дворцом Европы. Без схемы в лабиринте этого дворца не разобраться:



Самые старые части дворца – Магна Домус и Палаццо дель Капитанио возникли в XIII в. и достраивались в XV в.





Оказавшись в дворцовых покоях, основательно разграбленных в XVIII – XIX веках, не устаешь изумляться обилию фресковых росписей разных веков. Первое потрясение – встреча с Пизанелло:


http://www.wga.hu/art/p/pisanell/tournam1.jpg

Эти фрески были раскрыты реставраторами во второй половине XX века. В каких-то частях они сохранились лишь как синопии:


http://www.wga.hu/art/p/pisanell/tournam5.jpg

А где-то остался цвет и даже видны детали:


http://www.wga.hu/art/p/pisanell/tournam3.jpg



http://www.wga.hu/art/p/pisanell/tournam4.jpg

Фрески по мотивам легенд о короле Артуре Пизанелло создал в первой половине XV в. для Лодовико Гонзага. Страшное кровавое месиво из тел рыцарей и коней сразу же ошеломляет. Кое-где под шлемами мы видим лица молодых воинов:

Пизанелло
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/82/Pisanello%2C_torneo-battaglia_di_liuverzep_10.jpg

Трудно сказать, какое впечатление производили бы фрески, если бы они сохранились полностью. В теперешнем своем состоянии они дарят нам ощущение причастности к творческому процессу художника. Мы видим, как рождались образы:



http://www.wga.hu/art/p/pisanell/tournam2.jpg
Tags: Италия, готика, фреска
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments