Роман Дубинский (palitra_art) wrote in history_of_art,
Роман Дубинский
palitra_art
history_of_art

Categories:

Баги в “Явление Христа народу”.


“Человечество на историческом перепутье” – такова ведущая тема картины, где люди показаны на рубеже эпох – язычества и христианства, происходит духовный переворот. Гоголь писал, что великое творение, такое как “Явление Христа”, растит, воспитывает, создает самого художника: за годы работы его талант, натура становятся глубже, значительнее – нужно нравственно, идейно подниматься до своего замысла.
Работа над этой картиной стала синонимом творческой деятельности художника. В письме отцу он ясно сообщает свой план: «Я бы хотел, чтобы без рассказов были понятны мысли, в нем помещенные. Иоанна я представлю с крестом, чтобы каждый вдруг понимал, что это Иоанн... Сзади Иоанна ѕ ученики его, из коих некоторые были впоследствии Христовыми. ...я представил подле Иоанна Крестителя молодого Иоанна апостола и евангелиста, а далее ѕ Андрея, брата Петрова; я постараюсь обоим дать типы, изобретенные Леонардо да Винчи в «Вечери тайной»… На этой стороне картины стоит в воде дед со внуками; далее молодой человек, сходящий в воду, оглянулся к громкому гласу, вопиющему в пустыне...» Потом художник перечисляет фигуры одну за другой. В этом перечислении еще отсутствуют зажиревший богач и измученный неволей раб. Композиция картины превосходно продумана и выявлена. Здесь Иванов следовал своему собственному стремлению. Фигуру Христа он обособил, поставил отдельно от остальных участников события. Люди, собравшиеся на берегу Иордана, разделяются на жаждущих получить избавление и на тех, кто не желает обновления. Мы видим, что одни и другие смешаны в толпе. В истории искусства это единственный случай, когда автор до такой степени проникся одной темой. Все силы и материальные и духовные сосредоточил он на своей картине. Из проведенных в Италии двадцати восьми лет по крайней мере около десятка лет художник потратил на нее. Общий характер отдельных персонажей можно определить как состояние ожидания чего-то лучшего, как упование на то, что это лучшее приведет к уничтожению зла. Отсюда вытекало убеждение, что душевные порывы людей получат удовлетворение и этим утвердится правда на земле.
В 1858 г., когда были исчерпаны окончательно все средства к жизни, художник решил возвратиться в Петербург, с тем, чтобы там продать картину, на вырученные деньги осуществить, давно задуманное, путешествие на Восток и затем окончательно поселиться в Москве, которая, как думал Иванов, рано или поздно снова должна стать центром русской жизни. Но мечтам его не суждено было сбыться. Картина – главное дело его жизни встречена прохладно, не оценена, нет и намека на ее приобретение. Всего шесть недель прожил он в Петербурге. Через несколько часов после его смерти лакей из придворной конторы принес пакет: царь за недорогую цену решил купить “Явление Христа народу”.

Литература:
1. История русского искусства. Под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева в 3-х томах, в кн.: Искусство 1-ой половины XIX в. Т.1. – М.: Изобразительное искусство, 1991.



Однажды я задался вопросом "Как можно потратить более 20-ти лет жизни на одно полотно, и при этом допустить такую грубую оплошность, как красное отражение от серой тряпки?!"


Вариантов можно предположить много, но правдоподобным мне показался один - изначально тряпка на старике тоже была написана красной.


Почему произошли изменения в первоначальном замысле? Может потому, что тогда не получался бы указующий крест, строемый оставшимися красными пятнами?


Увы, не выходит. Даже отбросив тот момент, что все композиционные фокусы закладываются в работу, когда та ещё находится в стадии набросков, это всё равно не отвечает на вопрос, почему не исправлена оплошность с красным отражением в воде.
А что думаете вы по этому поводу?
Tags: 19 век, Россия, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments