Моника Лир (monika_lir) wrote in history_of_art,
Моника Лир
monika_lir
history_of_art

Categories:

Эль Греко



Про художника Эль Греко обычно мало говорят и мало знают. А между тем его картины прекрасны, необычны и уникальны. Их необычность состоит, как мне кажется, прежде всего в их узнаваемости. В о времена Эль Греко (1541-1614) редкий художник мог похвастаться собственным уникальным стилем, отличавшим его от остальных. Яркий стиль – это все-таки привилегия 20 века. Мы ни с кем не сможем спутать Модильяни, спутать Шагала или Климта. Так же сложно спутать с кем-то полотна знаменитого Эль Греко. Удлиненные аскетические лица, которые он постоянно изображал в своих картинах, точные четкие черты, их ясность и выразительность больше характерна для скульптуры. Но в то же время все персонажи живые, эмоциональные, с яркими черты характера.



Эль Греко очень часто изображал святых и мучеников на своих полотнах. Но они получались у него какими-то особенными – не скорбными и страдальческими как у Тициана (кстати, Эль Греко был его учеником). В этих лицах есть что-то более глубокое, одухотворенное, какое-то внутреннее сияние. Мне кажется, что Иисус, которого принято видеть с тенью мученичества, скорби и страдания в его лице, был таким, как его изобразил Эль Греко, – с какой-то внутренней силой и непоколебимой верой в себя, спокойным, просветленным, даже в момент самой сильной скорби.




Все персонажи картин Эль Греко худы и аскетичны, с тонкими чертами лица, большими глазами, исполненными какой-то внутренней радости, света и спокойствия, а иногда твердости и несокрушимой уверенности. А их прекрасные утонченные пальцы, длинные шеи и красивые фигуры? Даже от простых людей почему-то веет какой-то святостью. Удивительно, потому что обычно бывает наоборот – святые на полотнах великих мастеров частенько пышнотелые и довольные, больше походят на простых смертных, причем не самых благочестивых. Говорят, что такого эффекта правдоподобной «святости» Эль Греко помогло добиться то, что он в юности учился на иконописца. Это веяние сохранилось во всех его картинах – особенные лица людей, яркие краски одежд, темный, скупо обозначенный фон. Такая техника во времена Эль Греко была новшеством (ее окрестили маньеризмом), потому что большинство художников рисовало по четко очерченным канонам, отчего стиль их письма было сложно отличить друг от друга.

Наверное, Эль Греко помогло выделиться не только проникновение иконописи в его живопись, но и довольно экзотическое для художников тех времен происхождение. Как не сложно догадаться из имени, он был греком, а точнее уроженцем острова Крит. Прозвище Эль Греко он получил в Европе из-за слишком сложного произношения его настоящего имени – Доминикос Теотокопулос. Но все свои картины художник подписывал именем реальным. Это один из тех немногих живописцев, который был богат и известен уже при жизни. У него было большое влияние среди сильных мира сего. Подтверждением тому является хотя бы тот факт, что Эль Греко проживал с женщиной вне законного брака, как с собственной женой, и имел от нее сына, который потом тоже стал хорошим художником. Но, несмотря на столько успешную жизнь, Эль Греко все равно умер не слишком богатым человеком, прожив, кстати говоря, немалую для тех времен жизнь – более 70 лет.



















Tags: живопись, маньеризм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments