senart_artdeco (senart_artdeco) wrote in history_of_art,
senart_artdeco
senart_artdeco
history_of_art

Categories:

Что мы знаем об Art Deco...

Часть 1-ая. "Если вас одолеет скука, есть за границей контора Кука".

Казалось бы, ну что может быть общего между первой туристической поездкой, организованной Томасом Куком для 570 членов общества трезвости из Лейстера в Лафборо в 1841 году, куполом Galeries Lafayette, пудреницами, например, ... и голливудской звездой Джоан Кроуфорд? (не путать с Синди Кроуфорд).

Art Deco


Может быть, Томас Кук и не причем, но все же, его благие начинания на почве только что зародившегося туризма произвели тектонические сдвиги, и народ поехал, полетел и поплыл... Сначала на восточных экспрессах и на воздушных шарах. В 1882 году с подачи Кука было совершено первое кругосветное путешествие. По всему миру стали появляться гостиницы с английскими названиями - Англитэры и Виндзоры, и основными путешественниками стали богатые англичане. И если регулярное сообщение Лондона с Нью-Йорком началось с неспешных регулярных пароходов в 1838 году, то с 70-х годов появились первые морские путешественники, и в 1907 году на воду спускаются трансатлантические лайнеры Сириус, Луизиана, Мавритания. Путь из Лондона в Нью-Йорк занимает три с небольшим дня.
Первая мировая война ненадолго приостановила это поступательное движение из Старого Света в Новый и обратно. В конце 20-х на воду спускается лайнер Иль де Франс, в 1935 - Нормандия. "Плавучие отели", так еще называли эти гигантские корабли, предполагали богатую публику. На борту, включая обслуживающий персонал было около 5 тысяч человек.
Архитекторы, приглашенные на создание проектов лайнеров, не были ущемлены в средствах, но перед ними стояла еще совсем новая задача решения больших и высоких пространств - залы-рестораны, кинозалы, бассейны. Одним из таких архитекторов был француз Пьер Пату (Pierre Patout - 1879-1965).
В 1925 году Пьер Пату выступил, как автор проекта, сделанного специально для Всемирной выставки в Париже - Павильон Коллекционера(Hotel Collectionneur, pavillion Ruhlmann). На этой выставке, кстати, участвовал наш замечательный архитектор Константин Мельников. Помимо оформления павильона СССР, в одном из залов он представил проект мавзолея Ленина. ( Мавзолей Мельникова простоял вплоть до окончания войны, и только после Щусев из деревянной постройки сделал каменную, в целом, сохранив идею усеченной пирамиды Мельникова). Возможно, не слишком корректно сравнивать ритуальную постройку с жилым особняком, но на лицо явные совпадения поисков новых форм. Фасад особняка сочетает в себе центричность с поисками дополнительных ступенчатых объемов. В прессе писали об индустриальном люксе (шике), который удалось передать архитектору.

Art Deco

В интерьерах особенно хорошо видно как заново осваивается внутренне пространство - минимум мебели, элегантная геометрическая разряженность.

Art Deco

После этой выставки Пату начинает работать на проектами для трансатлантического лайнера Иль де Франс. Основными проблемами для архитектора было подстроиться к новой эстетике - материалов, больших пространств, соединить декор с функциональностью, и все это должно учитывать один важнейших фактор – море, условие обязательное. Эти корабли потрясали воображение - роскошью, масштабами.

Art Deco

Рассматривая фото и эскизы, в первую очередь, обращаешь внимание на освещение. По понятным причинами все светильники должны быть стационарными, отсюда витражные из однотонного матового стекла потолки с подсветкой, обилие квадратных и прямоугольных ламп и бра, торшеры с прямоугольными плоскими плафонами. В больших высоких залах стояла явная задача доминанты в пространстве - появляются декоративные вазоны на подставках, стеклянные каскадные колонны, они также обыгрывались подстветкой. Интерьеры Иль де Франс на современников производили неизгладимое впечатление.
Art Deco
Art Deco

Art Deco

Art Deco

В Монреале в одном из торговых центров города еще до 2000 года можно было посетить ресторан в точности повторяющий один залов-ресторанов этого лайнера.
Art Deco



Часть 2-ая. " Отель Атлантик, нет отель ...Трансатлантик..."

Следующим океанским лайнером, в проекте которого участвовал Пьер Пату, стала легендарная «Нормандия». Новый корабль Нормандия был пущен на воду в 1935 году. Это событие, которое означало выход из Великой Депрессии. Пьер Пату не остался в стороне. И если в прессе о первом его детище «Иль де Франс» пишут в основном о знаменитом Мраморном зале-ресторане и бассейне, то Нормандия всех поражала своими масштабами. В рекламе даже использовался ход наложения изображения корабля на Таймс-сквер, чтобы подчеркнуть размеры Нормандии.
Art Deco

Здесь и прогулочная застекленная терраса около 300 квадратных метров, 11 только пассажирских лифтов, зимний сад и сад с птицами, гараж на 100 авто, около 900 кают с чугунными ванными и прочей сантехникой. Один лишь только зал ресторана на тысячу мест занимал высоту трех межпалубных пространства. В этом зале не было окон, но, не смотря на это, зал был освещен с помощью светящихся стеклянных колон - 12 в середине и 38 по периметру стен, так что этот лайнер заработал себе прозвище «Нормандия Корабль Света».

Art Deco

Art Deco

Стены были покрыты барельефами с пейзажами Нормандии, топографические особенности местности оформлены золотом на красном фоне мрамора. Длина обеденного зала составляла 305 футов, входные двери в этот зал были высотой около 20 футов, кто-то даже сравнивал размер этого зала с Зеркальным залом Версаля. К услугам гостей корабля были представлены бассейн, тренажерный зал, библиотека, тир, ночной клуб, часовня, детская игровая комната.

Art Deco

Art Deco

При работе над проектом необходимо было учесть основные ориентиры этого корабля – комфорт, удобство и беспрецедентная роскошь, в связи с чем была увеличена изначальная длина судна. В оформлении лайнера «Нормандия» участвовали французские художники, скульпторы, дизайнеры, такие как Эмиль-Жак Рюльман, Рене Лалик, Жан Дапас, Альфред Огюст, Жюль Лелу и другие. Свой первый рейс Нормандия совершила в 1935 году из Le Havre до Нью-Йорка. В Нью-Йорке журнал Vogue отметила этот лайнер прозвищем «Франция на плаву», именно так оценивали корабль, как посла французского вкуса.

Art Deco



Роскошный декор интерьеров в стиле Art Deco был лишь фоном для знаменитых пассажиров лайнера, Нормандия принимала на борт таких известных персон как Эрнест Хемингуэй, Марлен Дитрих, Walt Disney, Сальвадор Дали, Дуглас Фэрбенкс-младший, Джеймс Стюарт, Бинг Кросби и других.


Таким образом, Art Deco формировал сам образ жизни людей в межвоенные году, их манеру одеваться и разговаривать, работать и отдыхать. В его власти находились индустрия развлечений и сферы искусства (Стерноу Сюзанна АРТ ДЕКО полеты художественной фантазии. Нью-Йорк, 1997г.)

Продолжение следует...

Tags: 20 век
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

Recent Posts from This Community