senart_artdeco (senart_artdeco) wrote in history_of_art,
senart_artdeco
senart_artdeco
history_of_art

Categories:

Особняк Сергея Щукина на Знаменке.

(или дом, в оформлении которого участвовал Матисс)

Дом на Знаменке (Б.Знаменский переулок 8) почти неприметен в тени мощного фасада Министерства Обороны, скажу больше, попытка сфотографировать эту усадьбу Щукина постоянно пресекается патрульными солдатиками. А дом замечательный! Можно сказать. судьбоносный для искусства начал 20 в., особенно французского, в частности для Анри Матисса.

Именно для этого дома французский художник сделал свои знаменитые полотна "Танец" и "Музыка". Они должны были украшать лестницу на первом и втором этаже. Существует давно ставшим привычным разделение искусства на изобразительное, то есть собственно искусство, и декоративно-прикладное - в качестве меньшого, кажется, даже не вполне родного брата искусства высокого. Однако до недавних пор не было искусства более прикладного, чем живопись. Ее непосредственной задачей было украшение- "декорирование" - интерьера, к коему она и "прилагалась". Таким образом, картина обычно создавалась в расчете на вполне определенное помещение - будь то храм или жилище, - либо с реальной перспективой обретения оного в дальнейшем. Идея "писать для себя" с перспективой выставочного зала, еще лет 150 назад казалось бы абсурдом.


Дом С.И. Щукина


Дом, где с 1882 года стало жить семейство Щукиных, был известен как дворец князя Николая Трубецкого, предводителя московского дворянства, После кончины князя родовое состояние было прожито, а дом продан вместе со всей обстановкой, выполненной, как говорили, мастером отделывавшим Версальский дворец.


Интерьер "Гостиной Матисса" в особняке С.И. Щукина

Новые хозяева сочли нужным оставить убранство дворца прежним. Однако же, украшавшее его интерьеры собрание картин-передвижников было вскоре распродано. Это и понятно, в области живописи вкусы Сергея Ивановича были совершено иными, в этом Щукин слыл на то время большим оригиналом.

Если посмотреть на сохранившееся фото одной из гостиной, то отдаешь дань вкусу хозяина. В обстановке cо множественной гипсовой лепниной, богато и много расписанным плафоном, мебелью а-ля Людовик XV, ну никак передвижники не катят. На то они и передвижники-социалисты, чтобы выставлять как раз в выставочных залах и на ярмарках. Там их зритель. Ничего плохого под этим не имею ввиду, просто констатирую факт.

То, что в такую обстановку Щукин решил привезти французских импрессионистов, многих из которых он же открыл и раскрутил(как сейчас сказали бы) говорит о его вкусе, чувстве соразмерности.

Анри Матисса Щукин заметил еще в 1905 году в Париже на выставке Осеннего Салона. Реакция публики на его полотна была злой. Одни потешались, другие негодовали. О славе в то время он мог только мечтать. Появление коллекционера в жизни Матисса приходилось на тот момент не блестящим. Прежние его покровители Лео и Гертруда Стайн потеряли к нему интерес. А художественная ценность его живописи, впрочем, как и многих, кого собирал богатый русский фабрикант, были\а отнюдь, не очевидна. Принцип, которым руководствовался Сергей Иванович в выборе произведений для своей коллекции звучал так:"Если увидев картину, ты испытываешь психологический шок, - покупай". Интересно каким бы принципом он вооружился сегодня?


Зал Матисса в особняке С.И. Щукина

К 1918 году в особняке Щукина на Знаменке было уже 256 полотен, среди них 13 Моне, 50 Пикассо, 16 Гогенов, 38 Матиссов, а также Ван Гог, Дега, Сезанн, Марке, Ренуар. Матисс был любимым художником Щукина: его картинами был заполнен кабинет и даже гардеробная, развеску полотен в розовой гостиной делал сам художник, специально приглашенный хозяином особняка из Парижа. По заказу коллекционера Матисс написал два огромных панно "Музыка" и "Танец". К конце 1910 года обе работы были завершены и выставлены на Осеннем парижском салоне. В Серов, который был в это время в Париже очень неодобрительно о них отозвался. Сам заказчик тоже немного испугался своей решительности, но азарт взял верх. Единственно, о чем он очень просил художника - это внести небольшие изменения в работу и сделать фигуры, так сказать бесполыми.


Зал Сезанна в особняке С. И. Щукина


Зал Моне в особняке С. И. Щукина

Дело в том, что особняк Щукина являлся определенным культурным салоном в Москве - здесь очень часто проходили музыкальные вечера, выступал, в том числе, и сам Рахманинов, пел Шаляпин, бывали Дягилев Станиславский. Не говоря уж о художниках, которых хозяин любил собирать по воскресеньям. В галерею делались экскурсии. Известен случай, что когда к Щукину пришел Репин и увидел "Танец", то отшатнувшись произнес, что ноги его в этом доме больше не будет.





Щукин заплатил Матиссу 15 тысяч франков за "Танец" и 12 тысяч франков за "Музыку". До тех пор самая большая из картин художника стоила 1875 франков. Надо добавить, что Щукин занимался сбыто текстиля по всей России, и на собрание коллекции отчислял определенный процент от прибыли. Его соратник по духу и тоже купец Морозов был фабрикантом, но только уже сам производил текстиль, его возможности были более значительными.

К слову есть очень и смешное воспоминание о поведении жены Матисса после получения денег за выполненную работу.

Два революционных полотна не только изменили лицо современной живописи, они также сделали Матисса впервые в его жизни материально независимым художником. А стало быть, художником, который мог быть независимым в своем творчестве. О том, что это были за деньги, можно судить по такой детали. Гертруда Стайн записала в дневнике, что жена Матисса, Амели, взяла такси из центра Парижа до окраины Исси-ле-Мулино, где пара намеревалась арендовать на щукинский гонорар дом. Амели, строгая до скупости хозяйка, экономившая каждый грош, находилась в состоянии такого беззаботного, отчаянного счастья, что не отпускала такси, пока собирала весенние цветы вокруг будущего семейного дома. Стайн пишет: "В те дни только миллионеры могли себе позволить не отпускать такси". Кстати, дом в Исси-ле-Мулино стал первым и единственным собственным домом Анри Матисса за всю его долгую жизнь.


Дом Анри Матисса


К сожалению, все эти увлечения прогрессивными идеями, не прошли даром для Щукина и Морозова. Известно, что их постоянно "доили" революционеры сначала на добровольные пожертвования жертвам притеснений самодержавия, а дальше и шантажом.

В 1918 году собрания Щукина было национализировано. Бывшему владельцу было позволено остаться хранителем и экскурсоводом при своей коллекции, получившей наименование Музей новой западной живописи. В собственном особняке ему отведена была комната кухарки. Через год Щукину удалось покинуть Россию. Не обошлось без поддельных паспортов, бриллиантов, зашитых в мягкую куклу, и наверное, какого-то покровителя...


Автопортрет С. И. Щукина

В 1928 году щукинское собрание обрело приют под крышей бывшего морозовского особняка на Пречистенке 21 (сегодня здание Академии художеств). После войны в 1948 году встал вопрос о существовании самого Музея западного нового искусства, где главным знатоком и искусствоведом выступил Климент Ворошилов. И после его рокового "хе-хе" возле развернутых полотен "Танец" и "Музыка" было принято решение Музей расформировать. Часть картин влилась в собрание Пушкинского музея, остальное - в Эрмитаж.

Сергей Иванович Щукин окончил свои дни в Париже, дожив до 82 лет.
P.S.
Пока подбирала материал для этой статьи наткнулась на следующее сообщение:
Учрежденный в 2007 году указом президента Владимира Путина День предпринимателя (он же День российского предпринимательства) изо всех дней в году назначен именно на 26 мая, день самоубийства (по другой версии убийства Морозова) одного из самых известных российских бизнесменов. Наверное, такие знаковые совпадения бывают только в России.
Вчера как раз было 26 мая. Поверьте, никак не привязывалась к этой дате...
Tags: архитектура, занимательные факты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments