senart_artdeco (senart_artdeco) wrote in history_of_art,
senart_artdeco
senart_artdeco
history_of_art

Categories:

История одного особняка, Страстной бульвар 15.

«Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе. Пусть же она, хоть отрывками, является среди наших городов в таком виде, в каком она была при отжившем уже народе». Н.В. Гоголь «Об архитектуре нынешнего времени».

На днях упоминула особняк, расположенный по адресу Страстной бульвар, 15, в своем посте с обещанием к нему вернуться, поскольку ему не было уделено должного внимания. Сейчас хочется наверстать упущенное. Судьба у этого дома действительно интересная, поскольку богата как событиями, так и известными именами.

Свою историю особняк начал отсчитывать с 1776 года. Строился дом по проекту известнейшего русского архитектора Казакова Михаила Федоровича. Считается, что Казаков создал школу многчисленных учеников, застроивших всю Москву и значительную часть России зданиями, вдохновлявших архитекторов на протяжении целого столетия, даже введено такое понятие, как казаковский стиль (Грабарь, "История русского искусства").



Так что, сразу можно представить масштабы и амбиции заказчика, пригласившего столь известного архитектора для строительства особняка. Дом строился для богатого аристократа Сергея Васильевича Гагарина (князь, действительный тайный советника, сенатор), князь был большим садоводом-любителем. Учитывая интересы хозяина дома, архитектор решал задачу планировки всего участка. Задача заключалось в том, чтобы при величественном фасаде сохранить участок для регулярного сада с оранжереями, а также фонтанами. Дом был поставлен на углу участка и главным фасадом обращен в сторону Петровки. Двор же примыкает с левой стороны здания и окружен циркумференциями служебного корпуса, являющегося продолжением основного двухэтажного массива, из которого выделена средняя часть в три этажа. Необычного размера портик составляет все богатство фасада, в остальном крайне простого.



С 1802 по 1812 гг. в доме князя С.С. Гагарина находился Английский клуб - место времяпрепровождения московской высшей знати. В 1806 здесь был устроен обед в честь П.И. Багратиона, победителя при Шёнграбене. Обед, данный в его честь, описан в "Войне и мире" с некоторыми подробностями, хотя исторические детали Толстой вводил в свое изложение с большой осторожностью. В частности, он не вдавался в подробности интерьеров здания, даже не указал, где оно располагается. При воспроизведении истории знаменитого обеда, о котором говорила вся Москва в продолжение нескольких месяцев, писатель использовал "Записки" очевидца и участника этого славного застолья Степана Петровича Жихарева. Изображением именитых гостей Английского клуба Толстой подчеркивает строгий отбор, который был установлен для поступающих с самого основания клуба. На обеде "большинство присутствовавших были старые, почтенные люди с широкими самоуверенными лицами, толстыми лицами, твердыми движениями и голосами. Этого рода гости и члены сидели по известным, привычным местам и сходились в известных, привычных кружках. Малая часть присутствовавших состояла из случайных гостей - преимущественно молодежи, в числе которой были Денисов, Ростов и Долохов..." (т. V, ч. I, гл. III, с. 20)

В 1812 в доме останавливался служивший в наполеоновской армии Стендаль, когда в нем располагался Главный штаб интенданта. Стендаль так отозвался о здании: "В Париже нет ни одного клуба, который мог бы с ним сравниться".

Французы были поражены увидев город богатый каменными дворцами. Один из офицеров наполеоновской армии в сентябре 1812 г. описал свое крайнее удивление увиденным: «При входе в Москву меня охватило удивление, смешанное с восхищением, потому что я ожидал увидеть деревянный город, как многие о том говорили, но, напротив, почти все дома оказались кирпичными и самой изящной и самой современной архитектуры. Дома частных лиц были похожи на дворцы, настолько они были богаты и красивы». Тот же Стендаль в письме к сестре пишет: «Москва - город до сего времени неизвестный Европе - имела от 600 до 800 дворцов, красота которых превосходит все, что знает Париж».

Но, к сожалению, судьба, как и многих других московских дворцов, была предрешена пожаром в 1812 году, если бы не пожар, то Москва сохранила бы во многом то лицо, которое ей придал именно Казаков. До Казакова дошла весть о вступлении французов в Москву, а затем и о гибели в грандиозном пожаре многих его творений. Тяжело больной, он не мог вынести этого удара и в ноябре 1812 г. скончался. Сильно обгоревший особняк Гагарина возобновлялся в 1825-28гг. учеником М.Ф. Казакова архитектором О.И. Бове. По-новому был решен цокольный этаж - арки заменены горизонтальными перемычками, имитирующими замковые камни, создан эффектный фриз – фриз фронтона украсился лепным орнаментом, типичным для ампира.





С 1833 года здесь обустраивают больницу. После проведенного ремонта, больница открылась для населения и стала именоваться Ново-Екатерининской. Тогда же на фронтоне поставили дату основания больницы. При больнице были открыты госпитальные клиники, сначала московской медико-хирургической академии, а с 1845 г – медицинского факультета Императорского московского университета. Очень занимательный факт из истории больницы уже в советское время описан здесь
В 2009 г. больница полностью переехала по адресу ул. Писцовая, 10. Здание передано г. Москве.




Фотографии от molar

Вот, что говорит известный архитектор, художник Вячеслав Локтев о современном состоянии особняка: «Современный вид больницы производит удручающее впечатление. Здание запущено и снаружи, и внутри. В ходе многократных «домоуправских» ремонтов (вместо обязательной по отношению к памятнику такого класса профессиональной реставрации) великолепные архитектурные детали - капители и базы портика, профили карнизов, лепнина фриза, замковые камни над проемами, подоконные балясины - совершенно утратили свою былую геометрическую правильность. Кое-как заплатанная кровля бахромой свисает со стен. Интерьеры в еще более печальном состоянии. А ведь это были великолепные залы, палаты со сводами, плафонами, с дверями строгого рисунка, стильными люстрами... Бедный Казаков, бедный Бове! Разве предполагали они, что потомки так распорядятся завещанным городу шедевром».




Фото интерьеров от shade33

Недавно компанией прогуливаясь вечером по Страстному бульвару, решили тайком пробраться во владения Новоекатерининской больницы. Тайком, потому что на заборе приклеено объявление, что «посторонним вход воспрещен, территория охраняется милицией», на воротах висит внушительного размера замок, слегка покрывшейся «патиной» времени, то есть ржавчиной. Но, проявив настойчивое любопытство, обнаружили, что ворота открыты, и соблазн поддаться искушению возрос.

Само по себе место очень красивое, когда оказываешься за воротами, отделяющими территорию больницы от бульвара, тебя встречает зеленый массив, который поглощает в свой таинственный мир тишины и покоя. Оказавшись на этой территории волей не волей начинаешь размышлять о судьбе этого дома.









Страшно заглядывать в будущее и тем более не благодарное дело заниматься гаданием судьбы этого памятника, но уж в больно плачевном состоянии оно находится, ведь факты говорят сами за себя:
- сгоревший Манеж,
- дом купца Быкова на 2-й Брестской улице. Инвестиционный контракт и решение правительства Москвы о его реализации существовали очень давно, однако этой осенью оно было отменено. К сожалению, буквально через несколько недель после этой отмены дом сгорел. Одно радует, что памятник сумел выстоять в пожаре;
- старинный доходный дом архитектора Гасинского по улице Климашкина 7/11. Пожарные предполагали, что причиной могли стать сварочные работы (велась реконструкция дома). Хотя два месяца назад дом был признан объектом культурного наследия, и Мосгорстройнадзор отозвал разрешение на строительные работы;
- «Дача Муромцева» в Царицыно;
- Факультет журналистики МГУ им. Ломоносова, ул. Моховая, 9. Памятник архитектуры XVIII века;
- Дом композитора Алябьева, Новинский бульвар, 7. Памятник архитектуры XIX века;
- Главный дом усадьбы князей Трубецких, улица Усачева, 7. Памятник архитектуры XVIII - XIX веков, считался одним из старейших деревянных зданий в Москве, в нем бывал даже Пушкин. После пожара остались только цоколь и подвалы;
- Академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, ул. Большая Дмитровка. Театр был закрыт на реконструкцию (решение о которой приняли еще до пожара) до сентября 2005 года. Здание было перестроено, модернизировано и расширено.

Можно перечислять еще и еще, кто-то даже заметил, что Москва пылает, как при Наполеоне. И очень уж странно выглядят предупреждающие «агитки», которые московские власти с беспокойством рачительного хозяина развесили по всему городу.



А под занавес Владимир Владимирович Маяковский:
 
Вредители
                    нам 
                           грозятся пожарами.
Следи 
            за их 
                     фигурами поджарыми.

Tags: архитектура, занимательные факты
Subscribe

  • Боги. Люди. Герои" . Часть I. Боги.

    Весной 2019 года в Манеже Малого Эрмитажа была открыта выставка «”Боги, Люди, Герои” из собрания Национального археологического…

  • Сквер имени Низами Гянджеви в Санкт-Петербурге.

    Па́мятник Низами́ Гянджеви́ — выдающемуся поэту, классику персидской поэзии, уроженцу Гянджи, находится в Санкт-Петербурге, в сквере,…

  • Из жизни кариатид

    На Акрополе Мы не знаем достоверно имени архитектора, построившего Эрехтейон, - храм на афинском Акрополе, который своей смелой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments