pluzhar (ex_pluzhar) wrote in history_of_art,
pluzhar
ex_pluzhar
history_of_art

Categories:

Венский Сецессион



/>


Город Вена. Выставочный павильон Сецессион
(1897-1898 гг., арх. Йозеф Хоффман, Йозеф Мария Ольбрих),


Сецессион (от нем. Sezession, от лат. secessio - отход, отделение, обособление) - название ряда немецких и австрийских художественных обществ конца XIX - начала XX вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших на почве оппозиции официально признанному академизму.
 

Венский Сецессион, получивший название «сецессионстиль» (Sezessionsstil), возник в 1897 г. и сгруппировал ярких представителей австрийского «модерна». Ядром «Венского Сецесииона» стал журнал «Вер сакрум» («Ver Sacrum»), ставший органом австрийского литературного символизма, главой и ведущим мастером в области живописи которого стал Густав Климт.

Представителем «Венского Сецессиона» в архитектуре стал выдающийся архитектор, создатель новой венской архитектурной школы, теоретик и педагог - Отто Вагнер. В 1894-1914 гг. он преподавал в Венской Академии изящных искусств, где, развивая идеи рационализма, воспитал целое поколение зодчих венского модерна. Среди них: Ян Котера, Йозеф Хоффманн, Макс Фабиани, Йоже Плечник, Павел Янак. «Стиль практической полезности» (нем. Nutzstil), разработанный Отто Вагнером и его учениками, сочетал простые геометрические формы и прямолинейную орнаментику, сохранявшую геометрическую жесткость даже в самых сложных комбинациях. Отсюда «Сецессион» иногда называют «стилем квадрата» (Quadratstil): квадратиш, практиш, гут



Проект отеля «Вена». Вена I, Коловратринг (1910 г., арх. Отто Вагнер),

Этот стиль отличался от извилистых линий «удара бича», придуманных Анри Ван де Вельде и Виктором Орта в Брюсселе и Хансом Ульрихом Обристом в Париже. Венские художники дали миру свой региональный вариант искусства «модерна», мало похожий на стилистику франко-бельгийского Ар Нуво. Венский модерн складывался под влиянием как английского, так и восточного искусства. В 1898 г. в Вене проходила выставка английской мебели XVIII в., изделий мастерских Томаса Чиппендейла, Джорджа Хэпплуайта и Томаса Шератона. В 1901 г. - выставка шотландского художника Чарльза Рене Макинтоша и продукции возглавляемой им «школы Глазго».

Влияние вагнеровской школы сказалось на сложении стиля петербургского и московского «модерна», оно заметно во многих работах Иллариона Иванова-Шица и Федора Шехтеля в Москве.

В 1898-1899 гг. Йозеф Хоффман и Йозеф Мария Ольбрих выстраивают в центре Вены новое здание для первой выставки Сецессиона. Эта смелая для своего времени постройка поразила венцев своим необычным видом:



Здание состоит из нескольких массивных параллелепипедов, центральный из которых завершен позолоченным ажурным куполом, украшенным 3000 позолоченными лавровыми листьями и 700 ягодами:



Членения фасада здания подчеркнуты лаконичным «вагнеровским» орнаментом, главной темой которого является все тот же лавровый лист. Формальная изысканность и сила контрастов как нельзя лучше выражали творческие устремления венских «сецессионистов»:









Фронтон здания украшает позолоченная надпись со словами «Каждому времени - свое искусство, каждому искусству - своя свобода» (Der Zeit Ihre Kunst - Der Kunst Ihre Freiheit). В 1908 году ее убрали с фасада здания, но при последующей реконструкции она была восстановлена. Портал здания украшен позолоченными листьями и маскаронами, символизирующими живопись, архитектуру и пластику (Malerei, Architektur, Plastik):



Здание павильона серьезно пострадало во время бомбардировок Вены в 1945 году:



Разрушенное здание «Сецессиона» в 1945 г. (фото с сайта www.secession.at)

А в 1984-1985 гг. была проведена реставрация здания под руководством Адольфа Кришанитца, результатом которой стало возвращение зданию первоначального облика. Ныне в здании «Сецессиона» размещаются выставочные залы.

Здесь же хранится знаменитый «Бетховенский фриз» Густава Климта. Сейчас рядом со зданием ведется строительство подземных подсобных и выставочных помещений.

Сам павильон расположен близи рынка Naschmarkt, который находится над перекрытой долиной реки Вены. В 1898-1899 гг. параллельно долине была проложена линия городской железной пассажирской дороги, архитектором которой был уже известный нам Отто Вагнер. Он предполагал превратить долину реки Вены в стильный ансамбль:





На первой фотографии -проект застройки Нашмаркта, разработанный арх. Отто Вагнером в 1890-х гг. (справа виднеется фрагмент павильона «Сецессион»).
На второй - попытка сделать фотографию с того же ракурса (ноябрь 2005 г.).

Однако проект был реализован лишь частично - из всего ансамбля в 1899 г. на Линке Винцайле (Linke Wienzeile) были построены лишь два жилых здания: №38 и №40

«Майоликовый дом» / Majolikahaus:

Самый известный дом №40, выстроенный в 1899 году. Фасад здания отделан глазурованной керамической плиткой (выполнена фирмой Винербергер (Wienerberger AG)). Такая поверхность легко очищается от грязи и обладает высокими эстетическими свойствами - Отто Вагнер придавал огромное значение гигиене, как важной составляющей современного быта. Декор выполнен по эскизам Алоиза Людвига









«Угловой дом» / Eckhaus:

Фасад соседнего углового дома-ровесника строится на сочетании гладкой оштукатуренной поверхности и позолоченных декоративных элементов, выполненных по рисункам Коломана Мозера. Скульптуры глашатаев на краях карнизов выполнены по эскизам Отмара Шимковица:








  Конечно, на этих трех постройках Cецессион не заканчивается, их в Вене много...
http://www.nashi-progulki.ru/ru/articles/2
643/
 


 
Tags: Австрия, архитектура, модерн
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments