Вера Отдельнова (veritsa) wrote in history_of_art,
Вера Отдельнова
veritsa
history_of_art

Categories:

Арлон. Римская Бельгия.

100_2761 
Арлон - один из немногих городов Бельгии с античным прошлым. И прошлое это не легендарное, как у Турне, Тонгерена или Льежа, а самое что ни на есть живое и материально засвидетельствованное. От древнего города осталось совсем немного: часть крепостной стены 3 века и фундамент терм. Однако количество найденных здесь скульптур и предметов повседневности весьма внушительно.  Выгодное географическое положение (город лежал на пересечении оживлённых дорог из Реймса в Трир и из Тонгерена в Метц) способствовало развитию Ороланума как крупного культурного и коммерческого центра Империи. Колонизация территории произошла во время галльских войн Цезаря, прежде зжесь жили племена кельто-германского происхождения (треверы). Об их культуре мало что известно, а мне и вовсе неизвестно ничего, кроме того, что их адаптация к порядкам завоевателей прошла безболезненно и быстро. В 1846 году в городе был открыт Археологический музей, собравший большую часть местных находок. Именно об этом музее я и хотела бы немного рассказать. Заранее прошу прощения за возможные неточности и низкое качество снимков: с момента моего вояжа прошло около 4 лет и многое в памяти успело запылиться.

Итак, галло-римский отдел музея тематически делится на 3 части: смерть, боги и повседневность.  Тема смерти представлена несколькими семейными погребальными стелами. Саркофагов здесь мне найти не удалось, что, впрочем, неудивительно, ведь обычай погребать в саркофагах был чужд не только местному населению, но и колонизаторам времён Юлия Цезаря.

1. Самый ранний памятник погребального искусства - мавзолей Вервикия и его сестры. Он был создан во втором веке. Согласно посвятительной надписи, его воздвигли муж и жена для своих рано скончавшихся детей. Архитектурно мавзолей напоминает многочисленные аналогичные постройки римских Галлии и Германии.
100_2626
Рельефы со сценами Троянской войны украшают карнизы мавзолея снаружи и изнутри.

100_2631 100_2629

2. Стела 3 века. Здесь присутствуют многие элементы римской погребальной символики: голова быка и гирлянды в нижнем регистре, маппа (свёрнутый плат для загробной трапезы) в руке одной из женщин, рукопожатие - традиционный жест в иконографии супружеских погребений.
100_2640

рука с маппой:
100_2645

3. Чаще всего погребальные стелы высекались как трёхмерный объём и покрывались рельефом со всех сторон. Вот, например, т.н. "Дама с кольцом" 2 века.

100_2676

Так выглядит главная сторона монумента. Обращаю внимание на характерное изображение вакханки "на полях".

100_2669

А вот так боковая:

100_2678

Лица, пусть и не очень изящны, зато как выразительны! В скобках замечу, что столица в это время переживала пору филлоэллинства - культивируемое в Риме искусство было как никогда утончённо и рафинированно.

100_2670

3.Монумент Аттиания, заказанный, согласно надписи, горожанином для своих супруги и сына. 2-3 вв. Мужчины здесь одеты в типичную местную одежду: короткую тунику и цельный плащ.

100_2696

4. Многие арлонские памятники частично сохранили окраску. Лучший пример тому - стела молодых супргов. 2 или 3 век.

100_2716

5. Боковые стороны монументов нередко украшались персонажами дионисийского круга: вакханками и сатирами. В данном случае боковая сторона оказалась так выразительна, что определила обозначение всего памятника: "Стела с танцовщицей" 2век.

100_2707

100_2709

Танцовщик на противоположной стороне не так брутален, но, в целом, под стать.

100_2710

Тема смерти, неразравно связанная с религией, постепенно приводит нас к вотивным и религиозным изображениям. Местный пантеон не таит сюрпризов, он состоит из хорошо известных и повсеместно любимых в провинции Меркурия, Минервы, Геракла и Диониса.

1. Фрагмент рельефа с колесницей Вакха. 2-3в

100_2727

2. Геракл со шкурой Немейского льва.

100_2729

3. Минерва с традиционной совой в правом углу, в доспехах и поясе в виде головы Горгоны.
100_2734

4. Рельеф со сценой жертвоприношения быка. Вероятно, связан с Меркурием. 2-3вв.

100_2736

5. Неожиданный объект - статуя кабана. Можно предположить, что один из немногих пережитков доримских культов.
100_2747

Хорошо сохранилась раскрасска.
100_2748


Раздел о повседневной жизни открывается произведением, ставшим визитной карточкой современного Арлона. Это т.н.композиция "Путешественники",относимая ко 2 веку. Мужчина и юноша едут на типично галльской четырёхколёсной повозке, называемой реда. Одежда персонажей также характерна для этой провинции.

100_2760

100_2762

2. Самостоятельный рельеф с лошадьми. "Повозка перед километровым столбом". 2-3вв.

100_2769

3. Здесь же представлены погребальные стелы, боковые стороны которых повествуют о жизни покойного. Рассмотрим стелу торговца тканью.

100_2795

Торговец в своей лавке показывает отрез двум сидящим покупателям. Рельеф на стене принято атрибутировать как полку с другими товарами.
100_2779

4. А это стела крестьянина.
100_2786

она же с другой стороны.
100_2787

5. Ещё одна деревенская сценка:

100_2802

6. Местный шедевр - "Путник у фонтана", 3в.

100_2794

В музее есть также небольшой отдел галло-римской посуды и предметов эпохи меровингов.
Tags: 3 век, Древний Рим, музеи, скульптура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments