Даниил и Татьяна Артюховы (artyukhovy) wrote in history_of_art,
Даниил и Татьяна Артюховы
artyukhovy
history_of_art

Categories:

Девы мудрые и неразумные. Скульптурная группа Магдебургского собора.

В этой статье мы хотим познакомить вас с красивой и необычной скульптурной группой периода классической готики. Это статуи дев мудрых и неразумных из собора св. Маврикия и св. Екатерины в Магдебурге (Германия). Эти не самые типичные готические скульптуры интересны необычайно эмоциональной мимикой лиц, чрезвычайно разнообразным и очень человечным выражением чувств, с первого взгляда располагающих к себе зрителя.
Статья написана по материалам книги Е. П. Юваловой «Немецкая скульптура 1200 - 1270» С этой же книги сделаны сканы иллюстраций.


Магдебургский собор - первый кафедральный собор готической концепции на территории Германии и одно из крупнейших сакральных сооружений, когда-либо построенных в пределах этой страны. Своими размерами он намного превосходил всем все остальные тогдашние архитектурные сооружения восточной части Германии, был одним из самых грандиозных немецких зданий XIII века. Строительство собора началось в 1209 и было завершено лишь в 1520, что составляет более 300 лет.

Десять мудрых и неразумных дев стоят ныне на откосах портала на северном фасаде трансепта магдебургского собора. Каково было первоначальное предназначение статуй, сказать трудно.
Этот цикл статуй является ненормативным решением для немецкой готики. Изображения мудрых и неразумных дев принадлежали теме Страшного суда и во французских готических порталах входили непременной частью в систему скульптурного декора, иллюстрирующего эту тему. Но там они были лишь незначительным второстепенным сюжетом, который никогда не воплощался в цикле статуй, а всегда в рельефах, занимавших весьма скромное место. Мастер же Магдебургского собора сделал этот сюжет декора главной темой декора портала.

К сожалению, нынешнее соотношение статуй с архитектурой портала иное, чем то, которое существовало или имелось в виду в XIII веке. Они стоят на консолях, подпираемых тонкими бестелесыми колонками, утопленные в глубокие желобки, нивелирующие объемность скульптур. У двух статуй все же сохранились консоли XIII века в виде дубовых веток с листьями. Поддерживая ноги статуй, они подхватывают благодаря своим чашевидным формам дугообразные линии складок платьев и плащей, придавая силуэтам красивые овальные очертания. Фигуры не столько опираются на консоли, сколько вырастают из них, словно пышный цветок из чашелистника. Свежий и нестандартный мотив этих консолей показывает, насколько полнокровным и исполненным жизненной теплоты было искусство классической готики.

Статуи дев исполнены свежего очарования. Все они – совсем юные существа, круглолицые и стройные, гибкие, подвижные, по-детски откровенно проявляющие свои чувства. В этом цикле магдебургский мастер воплотил то поэтическое весеннее жизнеощущение, которое появилось в сознании европейского человека с наступлением готической эпохи. Тогда оно нашло выражение в куртуазной поэзии, воспевавшей весеннее пробуждение природы и человеческих лирических чувств, и в ранних рыцарских романах, в которых не случайно так часто описывалось детство и юность героев, протекавшие безгрешно и радостно в каких-нибудь цветущих садах. Это жизнеощущение позднее сменилось в эпоху классической готики возвышенно-серьезным углублением в душевный мир человека, а затем – ощущением драматических противоречий бытия.

Притча о мудрых и неразумных девах сурово предупреждает о тщетности позднего раскаяния. Но юный возраст магдебургских неразумных дев, их простодушная привлекательность, детская самозабвенность их горя не внушают мысли о неумолимости божественного правосудия, о вечных терзаниях погибших душ. Для магдебургского мастера притча представляла интерес не своим нравственно-дидактическим содержанием, а возможностью показать разнообразие человеческих эмоциональных проявлений.

Притча о мудрых и неразумных девах позволяла дать многочисленные вариации одного и того же чувства. Мастер добился и многообразия оттенков чувства, и точности каждой эмоциональной характеристики. Главное выразительное средство этих скульптур – динамика линий, мимика лиц, движения рук и тел. Из мудрых дев две испытывают радость горделивую, самоуверенную. Они стоят прямо, слегка откинувшись назад, держа ремни своих плащей, улыбаются сдержанно. Третья дева выражает свою радость скромно и достойно: светильник она держит бережно, прямо перед собой, стоит неподвижно и улыбается одними глазами. Зато радость соседней девы - бурная и ликующая. Подхватив полу плаща, широко и весело улыбаясь, она быстрым движение оборачивается к остальным девам, желая разделить с ними переполняющие ее чувства. Богатству эмоциональных оттенков соответствует и обилие украшений, придающих статуям этого ряда праздничный нарядный вид. Обручи в волосах мудрых дев, броши у воротов, ремни плащей, пояса украшены любовно и тонко проработанной резьбой. У одной из дев брошь на груди даже имеет вид орла с распростертыми крыльями.


Неразумные девы, не подготовившиеся к брачному пиру, проще одеты, их обручи и ремни лишены украшений. Зато выражения их чувств еще разнообразнее и непосредственней. Одна в горестном порыве ударила себя в грудь рукой, другая схватилась за голову, третья, тихо печалясь, подперла рукой щеку, четвертая вытирает слезы полой плаща, пятая, плача и жалуясь, повернулась к остальным. Лица дев искажены плачем: рты кривятся, брови горестно наморщены, глаза, смежаемые слезами, превратились в щелочки. Такой мимической активности не встретишь ни у одной статуи XIII века.


Заставив фигуры столь оживленно действовать, мастер осуществил опасный эксперимент, ставивший под угрозу и монументальность статуй и целостность ансамбля. Но этот эксперимент прекрасно удался. Статуи построены так, что, хотя они гнутся в талии, поворачивают головы, двигают руками, нижние части их тел неподвижны. Это придает фигурам устойчивость, ритму цикла – мерность. Помогает сохранить целостность ряда также и единообразие обликов статуй – их лиц, тел, одежд. Благодаря ему контрастность эмоций не нарушает общий ритм фигур, при взгляде на портал ряды статуй воспринимаются как единая, плавно льющаяся мелодия линий.

Тем, кто хочет сохранить эти сканы - ссылка на альбом
Tags: 13 век, Германия, готика, скульптура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments