Ийона Тихая (ijona_tihaja) wrote in history_of_art,
Ийона Тихая
ijona_tihaja
history_of_art

Categories:

тайна-отражение



Я перевела два небольших текста о картине Кнопфа "Тайна-отражение". Может быть, многое переврала. И тем не менее.

Текст 1. Творчество Кнопфа составляет значительный вклад в европейский символизм. В "Тайне-отражении" Кнопф обращается к двум мотивам, характерным для символизма. "Тайна" изображает молчание - разговор между женщиной и маской невозможен. Символизм Кнопфа не в придании сущностям материальной формы, но в выражении предельно личных, идеализированных воспоминаний. Город Брюгге был одним из его излюбленных сюжетов. На "Отражении", в прорези, представлена часть готического фасада больницы Святого Иоанна, которая отражается на поверхности типичного брюггского канала, напоминая о символике зеркала. Кнопф сам объединил "Тайну" и "Отражение" в вертикальный диптих. Их мотивы по отдельности присутствуют в других его работах, но "Тайна-отражение" была шагом вперед. Ключ к символическому значению целого лежит в соединении этих двух, казалось бы, не связанных рисунков.


Текст 2. Рисунок пределлы (стена, отраженная в прозрачной воде канала) кажется визуализацией сна молчаливой женской фигуры в верхней части картины. Зритель - подглядывающий - не понимает, где реальность, а где сон. Это девушке грезится таинственное здание? Или здание порождает ее образ? Что является символом, метафорой чего? Как прочитывать это изображение? Необычная рама усиливает ощущение ирреальности: девушка будто заперта в кольце своих грез, недосягаема; узкий прямоугольник пределлы, отсекая часть здания, придает вес его отражению.

Стену со стрельчатыми окнами (окна все похожи, но все слегка отличаются друг от друга и вдобавок сами раздвоены: они расположены попарно, каждое разделено колонной на две половины) - стену видно целиком только в отражении: значит, оно говорит больше, чем оригинал. Кроме того, сосуществование и соположение в пределах одной картины двух разных изображений разной формы, опять-таки, воздействует на пространство и время, деформирует их. Две независимые реальности занимают одно и то же время и одно и то же пространство. А пространство всего полотна - не что иное как пластичная визуализация грезы.


Для сравнения и размышлений:



Это картина "Я дверь закрою за собой..." (о ней см. здесь), многим похожая на "Тайну-отражение". По крайней мере, и там, и там, изображение человека монтируется с изображением его сна/воспоминания.
Tags: 1870-е, 1880-е, 1890-е, 19 век, 1900-е, 1910-е, Бельгия, живопись, символизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments