Жизнь, психология, путешествия (taanyabars) wrote in history_of_art,
Жизнь, психология, путешествия
taanyabars
history_of_art

Categories:

Абрамцево. Церковь



История церкви в Абрамцеве удивительна тем, что это было по сути занятие для компании друзей -  людей талантливых, энергичных, увлеченных. В итоге получилось то, что с гордостью названо "первым произведением русского модерна" (1881-1882) и характеризуется как "тонкая стилизация под старину, гармонично сочетающая в себе элементы различных школ средневековой русской архитектуры". Не мне судить, при чем тут модерн, но церковь действительно хороша. Как мне кажется, вот это сочетание полной серьезности идеи постройки (создатели были людьми глубоко религиозными) с дружеской и радостной атмосферой ее создания  и определило неповторимый дух этой постройки - очень радостный и чуть-чуть "игрушечный".
Несколько цитат (источник  www.russologia.ru/mamont8-2.html )

Васнецов: "Все мы художники: Поленов, Репин, я, сам Савва Иванович и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши художественные помощницы: Елизавета Григорьевна, , Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви, пелены и даже на лесах, около церкви, высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы... Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно. Казалось, опять забил ключом художественный порыв творчества Средних веков и века Возрождения. Но там тогда этим порывом жили города, целые области, страны, народы, а у нас только абрамцевская малая художественная дружеская семья и кружок. Но что за беда, дышалось полной грудью в этой зиждительной атмосфере...
Теперь любопытные ездят в Абрамцево смотреть нашу маленькую, скромную, без показной роскоши, абрамцевскую церковь. Для нас — работников ее — она трогательная легенда о прошлом, о пережитом, святом и творческом порыве, о дружной работе художественных друзей, о дяде Савве, о его близких..."
Из письма Е.Г.Мамонтовой: "Какая чудесная выходит наша церковь. Я просто не налюбуюсь на нее... Васнецову церковь не дает даже ночи спать, все рисует разные детали. Как внутри будет хорошо... Главный интерес церковь. По поводу ее вчера целый день шли толки и возникали горячие споры. Все до страсти какой-то увлечены высеканием орнаментов... Окно Васнецова выходит действительно прелесть как хорошо; не только арки, но и все колонки покрыты орнаментом"
Васнецов не желал видеть в церкви ничего обыденного, ему хотелось, чтобы это создание творческого подъема отвечало тому радостному настроению, с каким оно строилось. Так, когда дошла очередь до пола и Савва Иванович решил сделать его обыкновенным - цементно-мозаичным (плит не было), Васнецов яростно запротестовал. «Только художественная выкладка узора»,— настаивал он и взялся руководить ею. Сначала на бумаге возник контур стилизованного цветка, а потом рисунок его перенесли на пол абрамцевской церкви. "... Васнецов сам,— вспоминает Наталья Поленова,— по нескольку раз в день забегал в церковь, помогал выкладывать узор, направлял изгибы линий и подбирал камни по тонам. К общей радости скоро вдоль всего пола вырос огромный фантастический цветок"

Церковь была освящена в 1882 году, и почти сразу после этого в ней состоялось венчание В.Д.Поленова -  с женой своей он сдружился  во время строительства церкви.

В 1891 году умер сын Мамонтова - Андрей, молодой художник, в свои  22 года он уже принимал участие в росписи Владимирского собора в Киеве, и по некоторым данным, именно там простудился и заболел. На месте его захоронения была пристроена часовня - несколько более изящная и разукрашенная, чем церковь в целом. Позднее у стен церкви были похоронены супруги Мамонтовы и их дочь.

А теперь смотрим.






Икона Поленова над входом



Часовня



Внутри я не снимала (дорого!), поэтому фото не мои. Вот этот - с сайта заповедника



Увидеть церковь в таком виде практически невозможно из-за полумрака. Подойти к довольно мелким иконам нельзя (перегорожено веревочкой), а на мозаичном полу стоят люди, и ничего не видно. Как это выглядело при Мамонтовых, какое было освещение, я не знаю. Вот несколько современных фотографий, по-видимому, достаточно сильно обработанных (из альбома Marika Rittere foto.mail.ru/mail/marrit/22/618.html )



Обратите внимание - справа небольшая икона Васнецова, которая почти в точности предвосхищает композицию росписи Владимирского собора.




Ну вот и все о церкви...






Tags: 1880-е, Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments