Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Categories:

«Камеристка»: жизнь после смерти

Когда бываю в Эрмитаже, не могу не зайти в зал Рубенса и не подойти к этому портрету. Я навсегда ранена этими прозрачными серыми глазами, губами, слегка тронутыми краской, и непослушными прядками волос. Она удивительно живая! И в то же время, словно ускользающая от нас. Вот ее лицо сквозь музейное стекло:

Камеристка



В.Н.Лазарев в этюде о Рубенсе писал, что наряду с «официальными» портретами мастер «писал также «интимные» портреты, преимущественно портреты своей первой и второй жены. По свежести восприятия, особой ароматности красок и виртуозной технике исполнения эти вещи принадлежат к наиболее совершенным творениям Рубенса. Лишь в эрмитажном портрете камеристки сумел художник подняться на столь же большую высоту. Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком». /В.Н.Лазарев. Старые европейские мастера. М., 1974, с.51/
Эта статья о Рубенсе была написана еще в 1930-е годы, а через несколько десятилетий исследователи увидели в эрмитажном изображении портрет Клары Серены, дочери Рубенса. Дело в том, что в собрании венской Альбертины сохранился подготовительный рисунок к портрету, который и дал название эрмитажному портрету. На рисунке есть надпись, сделанная неизвестной рукой (это не почерк Рубенса): "Камеристка инфанты в Брюсселе".

Камеристка
http://www.wga.hu/art/r/rubens/7graphic/19drawin.jpg

Исследователи обратили внимание на сходство этого рисунка с изображениями Клары Серены в собраниях Нью-Йорка и Льежа. Вот еще один портрет дочери Рубенса из собрания в Лихтенштейне. Здесь она еще совсем маленькая.

Портрет Клары Серены
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Peter_Paul_Rubens_030.jpg

Клара Серена умерла в возрасте двенадцати лет. На рисунке из Альбертины перед нами девочка-подросток. Возможно, портрет был сделан незадолго до смерти. Но на эрмитажном холсте перед нами она и не она. Живописная Клара значительно старше. И это – главное чудо портрета. Посмертный портрет – жанр очень распространенный. В Древнем Египте портрет это – оболочка для души умершего. В Древнем Риме портрет изначально связан с культом предков. Желание сохранить конкретный облик умершего вновь появилось в эпоху Возрождения вместе с реалистическим портретом и живет до наших дней. Только есть одно «но». «Мертвые остаются молодыми». Точнее: чаще остаются молодыми. Во всяком случае, я просто не знаю других примеров, когда бы умерших старили. А в портрете Рубенса именно так. Впрочем, объяснение лежит на поверхности: через какое-то время после смерти любимой дочери, художник не просто вспомнил о ней, но постарался представить ее такой, какой она могла бы быть. Он подарил ей еще кусочек жизни:

Камеристка
http://www.wga.hu/art/r/rubens/41portra/18chmaid.jpg

Разумеется, все эти предположения достаточно зыбки. В каталоге Эрмитажа или в его цифровой галерее на сайте об этом говорится очень осторожно. Но «Сад любви» в Прадо, где рядом с еще живой Еленой Фоурман, изображена умершая Изабелла Брант, – еще одно свидетельство в пользу версии об оживлении дочери:
http://cicerone2007.livejournal.com/22311.html#cutid1
Tags: 17 век, Фландрия, барокко, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments