Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Путешествовать и рисовать. Путешествовать и фотографировать

До 14 ноября в Третьяковской галерее открыта прекрасная выставка рисунков из Лувра и Орсе. Наконец-то появился и каталог. Когда ходила по выставке, вспоминала многие места, которые по-прежнему так же притягательны для путешественников. Один из самых эффектных рисунков на выставке – вид на арку Константина из Колизея Франсуа Гране. Его датируют 1830 годом, когда французский мастер во второй раз приехал в Италию. «Я почувствовал себя на небесах», – эти слова Гране передают то чувство Рима, о котором писал в "Образах Италии" П.Муратов.

Арка Константина



Гране сидел под сводами Колизея и рисовал. Нам, суетливым современным путешественникам, такого уже не дано. Но увидеть арку Константина в вечернем свете из Колизея можно и сейчас:

Арка Константина

Еще один рисунок арки Константина появился на двести лет раньше, чем работа Гране. Его автор голландский художник Ян Асселейн. Он жил в Риме с 1635 по 1642 год. Это время, когда в Риме работали Никола Пуссен и Клод Лоррен. Колония голландских художников в Вечном городе именовалась «Перелетные птицы». Ощущение парения есть в этом легком рисунке, в деликатных касаниях кисти и прозрачных размывках.

Арка Константина

В наше время арка, обнесенная оградой, выглядит не так живописно. Да и тишиной, которая царила среди руин в XVII веке, в районе Колизея сейчас насладится трудно. Путешественников стало значительно больше…

Арка Константина

Еще одно знакомое место я узнала не сразу. Дело в том, что храм Согласия в Агридженто на Сицилии Жозеф Бенуа Сюве рисовал, находясь внутри. Рисунок сделан итальянским карандашом. Как считают составители каталога, образцом для рисовальщика были гравюры Пиранези. На Сицилии Сюве оказался в 1777 году, а в 1792 получил пост директора Французской академии в Риме.

Храм Согласия

Сейчас мы лишены возможности Сюве побродить среди колонн и арок этого античного храма. И любовалась я им из-под ветвей оливы. Даже в мае в Агридженто было достаточно жарко:

Храм Конкордии

А вот величественные колонны храма Зевса Олимпийского в Афинах. Порыжевшие от времени, и от этого более живые. Рисунок карандашом и акварелью выполнен Домеником Папети в 1846 году:

Храм Зевса Олимпийского

И сейчас сквозь колонны виден Акрополь:

Храм Зевса Олимпийского

И ласточки вьют свои гнезда под плитами архитрава:

Храм Зевса Олимпийского
Tags: Древний Рим, Древняя Греция, архитектура, графика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments