Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Category:

Портреты и люди: Тит

Один из самых запоминающихся римских портретов в собрании Британского музея – портрет императора Тита. И хотя сохранилась лишь одна голова, чувствуется, что изображен энергичный крепыш, уверенный в себе, непроницаемый и неколебимый как скала:

Император Тит



Как тут не вспомнить панегирик Светония Титу, старшему сыну императора Веспасиана:
«Телесными и душевными достоинствами блистал он еще в отрочестве, а потом, с летами, все больше и больше: замечательная красота, в которой было столько же достоинства, сколько приятности; отменная сила, которой не мешали ни невысокий рост, ни слегка выдающийся живот; исключительная память и, наконец, способности едва ли не ко всем военным и мирным искусствам. Конем и оружием он владел отлично; произносил речи и сочинял стихи по-латыни и по-гречески с охотой и легкостью, даже без подготовки; был знаком с музыкой настолько, что пел и играл на кифаре искусно и красиво.
<…> От природы он отличался редкостной добротой. <…> Непременным правилом его было никакого просителя не отпускать, не обнадежив; и когда домашние упрекали его, что он обещает больше, чем сможет выполнить, он ответил: "Никто не должен уходить печальным после разговора с императором". А когда однажды за обедом он вспомнил, что за целый день никому не сделал хорошего, то произнес свои знаменитые слова, памятные и достохвальные: "Друзья мои, я потерял день!».

Император Тит


Самостоятельно Тит правил Римской империей совсем недолго: два года, два месяца и двадцать дней. Он умер в 81 году. Может быть, поэтому власть его не развратила. Тем более что в годы его недолгого правления произошли три страшные катастрофы: извержение Везувия, погубившее Помпеи и Геркуланум, «пожар Рима, бушевавший три дня и три ночи, и моровая язва, какой никогда не бывало».
Вот как двусмысленно Светоний характеризует Тита до прихода к власти и Тита-правителя: «Не только жестокость подозревали в нем, но и распущенность - из-за его попоек до поздней ночи с самыми беспутными друзьями; и сладострастие — из-за множества его мальчиков и евнухов и из-за пресловутой его любви к царице Беренике, на которой, говорят, он даже обещал жениться; и алчность — так как известно было, что в судебных делах, разбиравшихся отцом, он торговал своим заступничеством и брал взятки. Поэтому все видели в нем второго Нерона и говорили об этом во всеуслышание.

Однако такая слава послужила ему только на пользу: она обернулась высочайшей хвалой, когда ни единого порока в нем не нашлось и, напротив, обнаружились великие добродетели. Пиры его были веселыми, но не расточительными. Друзей он выбирал так, что и последующие правители в своих и в государственных делах не могли обходиться без них и всегда к ним обращались. Беренику он тотчас выслал из Рима, против ее и против своего желания. Самых изысканных своих любимчиков он не только перестал жаловать, но даже не желал на них смотреть на всенародных зрелищах, хотя танцовщиками они были замечательными и вскоре прославились на сцене. Ничего и ни у кого он не отнял, чужую собственность уважал как никто другой и отвергал даже обычные и дозволенные приношения. Щедростью он, однако, никому не уступал: при освящении амфитеатра и спешно выстроенных поблизости бань он показал гладиаторский бой, на диво богатый и пышный; устроил он и морское сражение на прежнем месте, а затем и там вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких зверей».
/ Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. Москва. Издательство "Наука", 1993. Перевод М.Л. Гаспарова/
http://ancientrome.ru/antlitr/svetoni/vita-caesarum/tit-f.htm

Император Тит

Сведения о жизни Тита оставили нам биографы, которым он покровительствовал, или даже обязанные ему жизнью, как Иосиф Флавий. Трудно поверить в их объективность. Впрочем, и скульптурные портреты плохо убеждают нас в безупречности императора. Особенно статуя из Ватиканских собраний. Тит смотрится даже старше своих лет, ведь прожил император всего 42 года:


Император Тит
http://www.flickr.com/photos/bstorage/4281107542/sizes/o/in/set-72157624274242522/

Большая часть жизни Тита прошла в военных походах. Он прославился своей храбростью и заботой о солдатах. По словам Тацита, «Тит <…> ласковым и дружеским обращением вызывал в каждом желание исправно нести службу, делил с рядовыми бойцами труды и тяготы походной жизни, никак не роняя при этом свое достоинство полководца».
/Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том второй. "История". Научно-изд. центр "Ладомир", М., 1993./
http://ancientrome.ru/antlitr/tacit/hist/kn05.htm

Император Тит


Главная военная кампания Тита – Иудейская война. А самое страшное, что связано с именем этого императора – осада и разрушение Иерусалима и Храма.
В честь побед в Иудейской войне уже после смерти Тита на Форуме была поставлена триумфальная арка:

Арка Тита

Когда-то ее венчала бронзовая квадрига с императором. Архитектурный образ прекрасно рифмуется со скульптурными изображениями Тита. Крепкая, простая, лапидарная и одновременно горделивая арка – такой же образ славы и власти, как и портреты. А что может быть важнее для римлянина?

Арка Тита


Иосиф Флавий приводит в своей книге речь Тита, обращенную к войску. В нее стоит вслушаться, чтобы понять, в чем видели римляне главные ценности: «Иудеями руководят смелость и отвага - последствия отчаяния, которые хотя успехом поддерживаются, но при малейшей неудаче все-таки гаснут; нас же ведут храбрость, дисциплина и тот благородный пыл, который в счастье обнаруживает мощную силу, но и при неудачах проявляет крайнюю устойчивость. Независимо от этого вы боретесь за более высокие блага, чем иудеи. Ибо пусть последние сражаются за свободу и отчизну; но что для вас может быть выше, чем слава и стремление опровергнуть мнение, будто вы, властители мира, нашли в иудеях достойных противников?»
http://krotov.info/acts/01/joseph/voyna03.html

Арка Тита

Время не пощадило рельефы арки с изображением триумфа. Но детали все-таки различимы. Можно понять, что римляне несут сокровища, которые удалось вынести из Храма. Леденящее кровь повествование Иосифа Флавия о гибели Иерусалима невольно вспоминается у арки Тита.

Арка Тита

Арка Тита

И не победитель-триумфатор, а растерянный перед кровавым хаосом римлянин остается в памяти. Желавший лишь утвердить свои ценности, он силой рока превращается в орудие разрушения всего и вся. Тит в описании Иосифа напомнил мне Пилата. Только губит он, того не желая, не Сына Божьего, а Древнюю Цивилизацию, совершенно непонятную римлянам.
В «Истории» Тацита есть поразительное противопоставление двух религиозных систем. Сравнивая иудеев и римлян, он вначале пишет: «Иудеи же верят в единое божественное начало, постигаемое только разумом, высшее, вечное, непреходящее, не поддающееся изображению, и считают безумцами всех, кто делает себе богов из тлена, по человеческому образу и подобию».
А дальше, при описании осады Иерусалима, он говорит об иудеях казалось бы противоположное: «Над городом стали являться знамения, которые народ этот, погрязший в суевериях, но не знающий религии, не умеет отводить ни с помощью жертвоприношений, ни очистительными обетами».
/Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том второй. "История". Научно-изд. центр "Ладомир", М., 1993./
http://ancientrome.ru/antlitr/tacit/hist/kn05.htm
Но за этим стоит лишь абсолютно разное представление о том, что такое религия…
Tags: Древний Рим, скульптура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments