Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Category:

Аньоло Бронзино. Выставка в палаццо Строцци

На выставку в палаццо Строцци мы пришли под вечер, вдоволь нагулявшись по Флоренции. Уже во втором зале усталость от насыщенного впечатлениями дня улетучилась. Открылось «второе дыхание» — настолько яркими и сильными были впечатления от живописи.
Вернулась домой, открыла П.П.Муратова и заново перечитала его эссе о Бронзино. Из портретов мастера он особенно выделяет портрет Лукреции Панчиатики: «Портрет жены Бартоломео Панчиатики, Лукреции, надо признать лучшим из всех, какие написал Бронзино. Это, кроме того, один из самых совершеных портретов, существующих на свете. Лукреция красива, у нее золотистые волосы и темные глаза. У нее высокий лоб и очень тонко очерченная линия щек:

Портрет
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Angelo_Bronzino_047.jpg



<…>Главное в портрете Лукреции — лицо, шея, руки. Волосы очень осторожно тронуты золотом; Бронзино не настаивал на этом мотиве так, как венецианцы. Мастерство живописи, бесподобное тонкое мастерство, достойно лучших вещей Корреджо. Сдержанность портрета может даже показаться скупостью — только основные формы, только главные, неразнообразные краски. Там, где Тициан или Веронезе написали бы живописную драпировку, Бронзино поместил гладкую холодноватую стену. И как будто от этого живописная сила ушла вглубь портрета. Ею насыщены тон кожи и тон платья. Лоб, глаза и особенно переход от света к тени, обрисовывающий щеки, написаны с поразительно тонкой, трепетной чувствительностью». / П.П.Муратов. «Образы Италии», т.1, М.,1994, с. 196, 203./

Бронзино. Портрет Лукреции Панчиатики
http://www.wga.hu/art/b/bronzino/2/panciat2.jpg

Рядом с портретом Лукреции висит портрет ее мужа Бартоломео Панчиатики. Портреты супругов хранятся в Уффици, и Муратов акцентирует, что они возникли «почти в те же годы, когда многочисленные артели каменщиков возводили по указаниям Вазари эти стены, эти аркады и эти укрытые ходы. На портрете Бартоломео Панчиатики изображены в качестве фона здания, сильно напоминающие своей архитектурой архитектуру Вазари. Арка, за которой видна улица, похожа на ту арку, которой оканчивается под правым портиком Уффици узкая улица, ведущая на Понте Веккьо. И даже зеленоватый тон зданий на этом портрете Бронзино напоминает чем-то стены Уффици». / П.П.Муратов. «Образы Италии», т.1, М.,1994, с. 196./

Бронзино. Портрет Бартоломео Панчиатики
http://www.wga.hu/art/b/bronzino/2/panciat1.jpg

Бартоломео Панчиатики предстает как интеллектуал XVI века. На выставке он не одинок, поскольку сам художник прославился среди современников не только как живописец, но и как поэт. По словам Вазари, «он всегда увлекался и до сих пор еще сильно увлекается поэзией. Недаром он сочинил немало капитулов и сонетов, часть которых напечатана. Но главное (поскольку речь идет о поэзии) – это его удивительное владение стилем Берни в сочинении капитулов, настолько, что в наше время нет человека, который в этом роде стиха писал бы вещи более смелые и свободные, чем он, как это и обнаружится в тот день, когда будет напечатано полное собрание его сочинений, на что многие рассчитывают и надеются». http://lib.rus.ec/b/229265/read
Кстати, выставка так и называется: «Бронзино: художник и поэт».
Вот один из самых запоминающихся портретов художника – поэтесса Лаура Баттиферри:

Бронзино. Портрет Лауры Баттиферри
http://www.wga.hu/art/b/bronzino/2/l_battif.jpg

Он изобразил ее в профиль, чтобы вызвать у зрителя ассоциации с образом Данте.
«Бронзино был и остается нежнейшим и очень верным другом, человеком приятным в обращении и очень честным во всех своих делах. Он всегда распоряжался своими вещами с такой щедростью и с таким бескорыстием, какие только доступны благородному художнику, как он. Он всегда невозмутим, никого никогда не обижал и всегда с любовью относился к собратьям по искусству». http://lib.rus.ec/b/229265/read
Характеристика Бронзино-человека, которую дает Вазари, очень естественно соотносится с образами некоторых портретов. Например, с Лодовико Каппони:

Бронзино. Портрет Лодовико Каппони
http://collections.frick.org/VieO782$15839*1299404

На выставке я встретила портрет молодого человека, который мне когда-то очень понравился в Милане:

Бронзино. Портрет молодого человека

А в портрете горделивого юноши из Метрополитена, чрезвычайно интригуют скульптурные детали:

Бронзино. Портрет молодого человека
http://www.metmuseum.org/works_of_art/collection_database/all/portrait_of_a_young_man_bronzino_agnolo_di_cosimo_di_mariano/objectview.aspx?page=1&sort=4&sortdir=asc&keyword=%22Bronzino%22&fp=1&dd1=0&dd2=0&vw=1&collID=0&OID=110000235&vT=1&hi=0&ov=0

Вот образы солидных мужей. Стефано Колонна в латах:

Бронзино. Портрет Стефано Колонна
http://www.wga.hu/art/b/bronzino/2/colonna.jpg

И Андреа Дориа в облике Нептуна:

Бронзино. Портрет Андреа Дориа как Нептуна
http://www.wga.hu/art/b/bronzino/2/doria.jpg

Один из залов выставки отведен портретам членов семьи герцога Козимо I Медичи. В основном – это детские портреты. Завораживающие и пугающие одновременно. Трудно оторвать взгляд от внебрачной дочери герцога Бии:

Бронзино. Портрет Биа Медичи
http://www.wga.hu/art/b/bronzino/1/bia.jpg

Вот как Муратов характеризует эту группу портретов: «Гладкой и местами сухой живописи портретов Бронзино свойственна чрезвычайная острота. Рядом с ними кое в чем проигрывает даже более очевидное живописное мастерство Веласкеса. Любопытно, что художник не остановился на той мере холода и сухости, которая выражена в портретах Панчиатики. В этой же комнате Уффици находится несколько его портретов, написанных иной манерой,— герцогиня Элеонора с сыном, инфанты, неизвестная с молитвенником. Здесь живопись Бронзино становится совершенно фарфоровой, краски сияют холодным блеском эмали. Лица стали также фарфоровыми и неживыми, под кожей не чувствуется биения крови. Но как пленительна все-таки красота этих портретов!

Бронзино. Портрет Элеоноры Толедской с сыном Джованни
http://www.wga.hu/art/b/bronzino/1/eleonora.jpg

Узоры на платье Элеоноры предвосхищают великолепие севрского фарфора.

Бронзино. Портрет Элеоноры Толедской. Деталь
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Angelo_Bronzino_039.jpg

Лиловато-голубой кафтанчик ее маленького сына удивительно сияет на сине-голубом эмалевом фоне. И, однако, в этой парадности нет истинного спокойствия — в лице мальчика, особенно в расстановке глаз, вдруг выступает нервный трепет Бронзино.
Итак, затаенное кипение, тревога, дрожащая в углах глаз, и наружное спокойствие, неподвижные, почти неживые положения, роскошь эмалевой живописи, блистательно-неприступные наряды — как нужно было все это для придворного художника первых флорентийских герцогов! Самого Козимо Бронзино писал много раз: молодым в стальных латах — таким, каким он явился занять опустелый трон после убийства Алессандро, и позднее, постаревшим, в меховом кафтане, с темной бородой и с нестерпимо тяжелым взглядом. Он писал много раз инфанта Дон Гарсия, прослывшего убийцей своего брата и, по преданию, убитого рукой отца.

Бронзино. Портрет Гарсиа Медичи
http://www.museodelprado.es/en/the-collection/online-gallery/on-line-gallery/obra/garcia-of-medici/


Он писал также Элеонору, умершую от отчаяния после смерти своих сыновей, и Пьетро де Медичи, прославленного изысканным развратом, и Франческо, будущего герцога и возлюбленного Бьянки Капелло, и, может быть, писал накануне своей смерти Бьянку Капеллу. История Медичи от той ночи, когда Лорензаччо заколол в своей комнате герцога Алессандро, до того вечера, когда герцог Франческо и его жена Бьянка умерли от яда в Поджо а Кайяно, вся рассказана в портретах Бронзино». / П.П.Муратов. «Образы Италии», т.1, М.,1994, с. 203./
Джованни Медичи Муратов не упоминает. Но и на этом детском образе лежит печать могильного холода:

Портрет Джованни Медичи
http://www.ashmolean.org/php/makepage.php?db=wapaintings&view=llisti&all=&arti=Bronzino,+Agnolo&titl=&mat=&prov=&sour=&acno=&park=&strt=1&what=Search&cpos=1&s1=artist&s2=mainid&s3=&dno=25#image0


«В истории портрета Бронзино занимает важное место. С него начинается вторая эра портретной живописи, эра придворного портрета. <…> Бронзино был придворным портретистом даже в более строгом смысле слова, чем Веласкес. Веласкес иногда смешивался с толпой; живопись увлекала его иной раз на улицу. Бронзино как будто бы никогда не выходил из этих прохладных стен, в которых был замкнут вместе с государственными делами Уффици и глухими тайнами семейных трагедий.
Если взглянуть на портреты Бронзино после бесчисленных портретных групп на фресках Беноццо Гоццоли и Гирландайо, то сделается почти страшно. Куда все это исчезло, где та знакомая и милая Флоренция? Где тот воздух, та близость неба, полей, деревни? Прежнее ушло безвозвратно, настали новые времена, Флоренция сделалась маленькой ревниво-подозрительной столицей. В ее старых стенах, никогда прежде не отделявших ее, в сущности, от деревни, в первый раз началась чисто городская жизнь. В ней родились новые характеры, люди чинквеченто». / П.П.Муратов. «Образы Италии», т.1, М.,1994, с. 203-204./

Бронзино. Портрет девушки
http://www.wga.hu/art/b/bronzino/2/young_g.jpg

К счастью, на выставке можно было видеть не только представителей семейства Медичи. В женском портрете из Турина, где красный цвет сочетается с золотистым, а фон оживляет легкая полосатая ткань, лицо кажется лукавым и живым:

Бронзино. Женский портрет
http://www.wga.hu/art/b/bronzino/2/portlady.jpg

Я показала только портреты Аньоло Бронзино. Старалась найти качественные изображения. На сайте Прадо (портрет Гарсиа Медичи) и Коллекции Фрик (портрет Лодовико Каппони) можно увидеть изображения в хорошем разрешении. Именно по ним можно судить о совершенстве техники. Как говорил Вазари: «Все они были в высшей степени натуральны, написаны с невероятной тщательностью и настолько законченные, что большего и пожелать нельзя». Кое-что можно рассмотреть и на сайте выставки. Кроме того, этот сайт знакомит и с другими темами искусства Бронзино: http://www.palazzostrozzi.org/SezioneBronzino.jsp?idSezione=621
Tags: 16 век, Италия, живопись
Subscribe

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…