Виктория "Лиса" (kalte_winter) wrote in history_of_art,
Виктория "Лиса"
kalte_winter
history_of_art

Categories:

Мальчик, или девочка?

Все видели известную картину Михаила Нестерова Видение отроку Варфоломею. Но немногие знают что образ мальчика был написан с девочки. С отроковицы, а не с отрока. Об этом можно прочитать в мемуарах художника.

Отрок Варфоломей
Отрок Варфоломей, этюд Нестеров Михаил Васильевич

Оставалось найти голову для отрока, такую же убедительную, как пейзаж. Я всюду приглядывался к детям и пока что писал фигуру мальчика, писал фигуру старца. Писал детали рук с дароносицей и добавочные детали к моему пейзажу – берёзки, осинки и ещё кое-что.

Время шло, было начало сентября. Я начал тревожиться, – ведь надо было ещё написать эскиз. В те дни у меня были лишь альбомные наброски композиции картины, и она готовой жила в моей голове, но этого для меня было мало. А вот головы, такой головы, какая мне мерещилась для будущего преподобного Сергия не было ещё под рукой. Я не решался начать картину, не имея под рукой исчерпывающего материала.

И вот однажды, идя по деревне, я заметил девочку лет десяти, стриженую, с большими широко открытыми голубыми глазами, болезненную. Рот у неё был какой-то скорбный, горячечно дышащий.

Я замер, как перед видением. Я действительно нашёл то, что грезилось мне: это и был «документ», «подлинник» моих грёз. Ни минуты не думая, я остановил девочку, спросил, где она живёт, и узнал, что она комякинская, что она дочь Марьи, что изба их вторая с краю, что её, девочку, зовут так-то, что она долго болела грудью, что вот недавно встала и идёт туда-то. На первый раз довольно. Я знал что надо было делать.

Художники в Комякине были не в диковинку, их не боялись, не дичились, от них иногда подрабатывали комякинские ребята на орехи и прочее. Я отправился прямо к тётке Марье, изложил ей всё, договорился и о «гонораре», и назавтра, если не будет дождя, назначил первый сеанс.

На моё счастье, назавтра день был такой, как мне надобно: серенький, ясный тёплый, и я, взяв краски, римскую лимонную дощечку, зашёл за моей больнушкой и, устроившись попокойнее, начал работать.

Дело пошло ладно. Мне был необходим не столько красочный этюд, как тонкий, точный рисунок с хрупкой, нервной девочки. Работал я напряжённо, стараясь увидать больше того, что, быть может, давала мне моя модель. Её бледное, осунувшееся с голубыми жилками личико, но и ручки было моментами прекрасно. Я совершенно отождествлял это личико с моим будущим отроком Варфоломеем. У моей девочки не только было хорошо её личико, но и ручки, такие худенькие, с нервно сжатыми пальчиками. Таким образом, я нашёл не одно лицо Варфоломея, но и руки его.

В два-три сеанса был сделан тот этюд, что находился в *Остроуховском собрании.

Из мемуаров М. Нестерова «О пережитом. 1862-1917 гг. Воспоминания».

Видение отроку Варфоломею
Видение отроку Варфоломею Нестеров Михаил
__________________________________________________________________
* Этюд девочки был подарен И. С. Остроухову и находился в коллекции Остроухова, которую он разместил в собственном доме в трубниковском переулке на Арбате. В 1918 г. Дом и коллекция были национализированы, а сам Остроухов оставлен пожизненным заведующим Музеем иконописи и живописи, созданном в трубниковском доме. После смерти Остроухова в 1929 г. Музей был закрыт, а всё собрание картин передано в ГТГ.
Tags: 1880-е, 1890-е, Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments