Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Categories:

Рим: По следам Волчицы

Как же мне нравится отношение римлян к истории! Год основания города известен, Велабр, болото, где Волчица вскармливала своим молоком Ромула и Рема, тоже осталось на карте Рима. Современная улица так и зовется: Виа Велабро. Во время первых поездок в Рим мы, к сожалению, до этого места не добрались. Поэтому сейчас, когда осенью на три дня приехали в Рим, проблема была решена радикально: мы просто остановились в гостинице на месте легендарного болота.
Но сначала о Волчице. Она фантастически прекрасна:

Капитолийская волчица



Обитает сейчас это бронзовое чудо V в. до н.э. в залах палаццо деи Консерватори в Капитолийских музеях. А это совсем неподалеку от Велабра. Ромул и Рем были добавлены к древней статуе в XV веке, их сделали в мастерской Антонио Поллайоло:

Капитолийская волчица

Но рядом с Волчицей детишек не замечаешь, настолько она выразительна сама от носа до хвоста:

Капитолийская волчица


С выменем полным пришла к близнецам несчастным волчица:
Чудо? Как мог дикий зверь не повредить малышам?
Не повредить, это что! Помогла и вскормила волчица
Тех, кто родными на смерть верную был обречен.
Остановилась она и хвостом завиляла младенцам,
Нежно своим языком их облизавши тела.
Видно в них Марса сынов: они тянутся к вымени смело
Оба, сосут молоко, что назначалось не им.

/Публий Овидий Назон. Элегии и малые поэмы. М., «Художественная литература», 1973. Перевод с латинского Ф. А. Петровского. Фасты. Книга II (415-420)/
http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1272744877

Капитолийская волчица

Не устаю восхищаться этим особым существом с декоративно уложенной гривой, ушами-цилиндрами, вскинутыми бровями. Грозное, величественное и забавное сплавлены в этом образе очень органично:

Капитолийская волчица

Вот и бывшее болото. С IV века здесь стоит четырехсторонняя арка Януса. Слева видна колокольня церкви Сан Джорджо ин Велабро, а пинии, кипарисы и пальмы растут уже на Палатине:

Арка Януса

Это сооружение не было ни триумфальной аркой, ни храмом, как считали в Средние века. Скорее всего, это крытый перекресток посреди торгового района. Венчали арку фронтоны. Над замковыми камнями находились статуи Ромула, Юноны, Минервы и Цереры. В нишах наружных стен тоже могли располагаться статуи:

Арка Януса

Под сводами арки можно было укрыться от палящего солнца или спрятаться от дождя:

Арка Януса

Если мы будем смотреть на арку со стороны Палатина, то в ее пролетах увидим храмы Бычьего форума:

Арка Януса

Вот как выглядела арка в конце XVI века. Это рисунок Яна Брейгеля Старшего, сына Питера Брейгеля Старшего. Рисунок демонстрировался на выставке «Путешествовать и рисовать», которая только что закрылась в Третьяковской галерее. В Средние века арка была надстроена и превращена в крепостное сооружение семьи Франджипане. Современный облик она обрела в конце XIX века:

Ян Брейгель

На рисунке виден фасад церкви Сан Джорджо ин Велабро, которая возникла в VII веке, перестраивалась в IX и XII веках. В 1994 году ее фасад был поврежден взрывом. Сейчас восстановительные работы закончились:

Сан Джорджо ин Велабро

В церкви не было ни души, когда мы туда заглянули. Да и вообще район этот необычайно тих для центральной части Рима:

Сан Джорджо ин Велабро

Как и в других раннехристианских базиликах, колонны, отделяющие один неф от другого, разные, поскольку в первой своей жизни они украшали античные дворцы и храмы:

Сан Джорджо ин Велабро

В конхе апсиды фреска с Христом в центре и Св. Георгием слева:

Сан Джорджо ин Велабро

А под мраморной сенью хранятся частицы мощей Св. Георгия:

Сан Джорджо ин Велабро

Фрагменты античной архитектуры находятся не только внутри церкви. Арка Арджентари начала III века стала частью стены христианского храма. Торговцы скотом и банкиры соорудили ее в честь Септимия Севера. Рядом с посвятительной надписью мы видим изображение Геркулеса:

Арка  Арджентари

А на этом рельефе солдаты ведут пленного варвара:

Арка  Арджентари

Император Септимий Север изображен со своей женой Юлией Домной:

Арка  Арджентари

А на рельефе, где были представлены его сыновья Каракалла и Гета, остался лишь Каракалла, убивший брата после смерти отца:

Арка  Арджентари

Завершить первую прогулку по Риму я хочу еще одним экспонатом выставки в ГТГ. Это рисунок Франсуа-Андре Венсана, выполненный в начале 70-х годов XVIII века. На нем видны сразу две знакомые нам арки, а рядом с ними нищие, путешественники и рисовальщики:

Франсуа-Андре Венсан
Tags: Древний Рим, архитектура, скульптура
Subscribe

  • «Сто лошадей»: западный реализм и эстетика Востока

    В жизни китайского народа на протяжении многих веков большую роль играла лошадь, поэтому ей отводится особенное место в китайской живописи. Среди…

  • Боги. Люди. Герои" . Часть I. Боги.

    Весной 2019 года в Манеже Малого Эрмитажа была открыта выставка «”Боги, Люди, Герои” из собрания Национального археологического…

  • Рисунки Якопо Беллини

    Якопо Беллини - венецианский художник. Предположительные даты жизни 1400-1470. Родился и умер в Венеции. Сын лудильщика. Основатель художественной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments

  • «Сто лошадей»: западный реализм и эстетика Востока

    В жизни китайского народа на протяжении многих веков большую роль играла лошадь, поэтому ей отводится особенное место в китайской живописи. Среди…

  • Боги. Люди. Герои" . Часть I. Боги.

    Весной 2019 года в Манеже Малого Эрмитажа была открыта выставка «”Боги, Люди, Герои” из собрания Национального археологического…

  • Рисунки Якопо Беллини

    Якопо Беллини - венецианский художник. Предположительные даты жизни 1400-1470. Родился и умер в Венеции. Сын лудильщика. Основатель художественной…