Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Categories:

Греческие вазы: Афродита и другие

Должна признаться, что интерес к группе сосудов, которую я хочу представить, пробудился у меня совсем недавно. Рядом с вазами геометрики, архаики и ранней классики они всегда казались мне свидетельством упадка греческой керамики. Но вот в коллекции Музея изящных искусств в Бостоне я увидела лекиф с Афродитой в раковине. Это розово-кремовое миниатюрное глиняное чудо, «рококо» IV века до н.э., рядом с роскошными вазами чернофигурного и краснофигурного стиля совсем не казалось «кичем». Более того, оно выдерживало даже конкуренцию с самым прекрасным, что есть для меня в греческой керамике – белофонными лекифами. Деликатно и нежно трактовано тело богини, раковина словно раздвигается на наших глазах, легко и естественно порхают Эроты. И это не самостоятельная скульптурная группа, а часть сосуда, высотой всего 19 см.!

Афродита в раковине



В Эрмитаже есть витрина с находками из некрополя в Фанагории, которые вполне могут соперничать с бостонским сосудом. Вот вскинула голову менада:

Менада

А это еще более совершенный пластический образ – Дионис. Прекрасное тело, свободный разворот в пространстве, спадающий плащ, за которым скрыто тулово сосуда:

Дионис

Удивительно хороша крылатая богиня с кроталами (подобие кастаньет), постановка тела которой напоминает о серпантине.

Богиня с кроталами

Цвет на этих трех статуэтках сохранился лишь отдельными фрагментами. Конечно, изначально он был гораздо интенсивнее.

Богиня с кроталами

В соседней витрине ваза с танцующим варваром, найденная в Павловском кургане на Керченском полуострове, сохранила раскраску значительно лучше:

Танцующий варвар

Самая знаменитая фигурная ваза Эрмитажа, лекиф в виде сфинкса, найденный в женском захоронении около Тамани, датируется концом V в. до н.э.. Лекифы использовали для хранения ароматических масел. Эти сосуды чаще всего были связаны с погребальными обрядами.

Сфинкс

Полихромная раскраска сохранилась очень хорошо. Глядя на этот сосуд можно представить себе, как на самом выглядела скульптура эпохи классики:

Сфинкс

Эрмитажные вазы, к сожалению, невозможно разглядеть со всех сторон – старые витрины для этого не приспособлены. Придется показать еще один сосуд из зарубежного музея. Это опять Афродита в окружении Эротов из берлинского собрания:

Афродита

Любопытно, как любили украшать розеттами эти композиции.

Афродита

А вот как выглядит тулово сосуда с ручкой, украшенное любимыми орнаментальными мотивами краснофигурной вазописи.

Афродита

Но, разглядев красоту этих сосудов, забыв о таких характеристиках, как «упадок», мы никуда не уйдем от слова «конец». Как и рококо, это хрупкое искусство подводит к черте, за которой должно возникнуть что-то совсем другое…

О фигурных сосудах:
http://cicerone2007.livejournal.com/24132.html
http://cicerone2007.livejournal.com/24657.html
http://cicerone2007.livejournal.com/45175.html
http://cicerone2007.livejournal.com/49832.html#cutid1
Tags: Древняя Греция, декоративно-прикладное искусство
Subscribe

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments