Шакко (shakko.ru) wrote in history_of_art,
Шакко
shakko.ru
history_of_art

Categories:

Кармина Бурана в Доме музыки: типа крутое шоу с видеопроекциями



Боттичелли, Кранах, Микеланджело, Дюрер, Дирк Боутс в большом формате (фото и мнение)





«Кармина Бурана» — произведение гениальное, а Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» и хор Московского театра «Новая опера» – исполнители превосходные. Если б реализация кантаты ограничивалось лишь одним этим классическим набором ингредиентов, в этой рецензии нужды бы не было. Но шоу было заявлено, достаточно широко разрекламировано и не первый сезон идет как нечто особенное — «оформление крупномасштабными динамическими слайдами и видеопроекциями», «сочетание музыки с ярким зрительными образами». Эту составляющую и обсудим.



Пренебрежем техническими вопросами – тем, что стены Светлановского зала Дома музыки, на которых разворачивались, по заявлению рекламы, «масштабные видеопроекции, заполняющие все пространство зрительного зала», не очень для этого пригодны, поскольку прорезаны техническими окнами, в черных дырах которых пропадали то глаз, то рот спроецированной Венеры Боттичелли. Или тем, что самая выгодная плоскость для проекции – центральный задник сцены, была не задействована, так как там стоит орган. Для эстрадных представлений в этом зале его порой занавешивают экраном – а сейчас почему-то нет. Это мелочи. Поговорим об идеологии и содержании светового шоу, в котором, опять-таки цитируя рекламу, «попытались воссоединить музыкальное полотно кантаты с визуальными образами эпохи».

С первых звуков знаменитой O Fortuna нам намекают, что подбор видеоряда к этому шоу – хорошо и заботливо продуман. Звучат начальные строки, а по обеим сторонам от сцены начинают крутится гигантские изображения колес фортуны из средневековых и ренессансных манускриптов в комбинации с изломанными человеческими фигурами. Все по букве – «фортуна правит миром», Fortuna imperatrix mundi. Следующая часть кантаты посвящена весне, ее приходу и даруемым ею радостям, поэтому голова блондинки из «Весны» Боттичелли или там его же «Венера» тут вполне уместна.



Далее же начинаются разброд и шатание, свидетельствующие о том, что человек, подбиравший иллюстрации для этого шоу, домашнее задание выполнил плохо.

Чтобы разобраться, почему, немного напомним, о чем, собственно, «Кармина Бурана» Написана она Карлом Орфом в 1935-1936 годах, но – на основе средневековых студенческих текстов, созданных в XIII веке в Южной Германии. Текстов, полных фривольностей, несмотря на солидную латынь. Главные характеристики вагантской лирики – жуирство, активное либидо и запанибратское обращение с античной классикой.

Итак, после колеса судьбы на песне O Fortuna, Весны на песне «Счастливое лицо весны» и солнца из манускрипта на песне «Солнце согревает всё», мы смеем надеяться, что картинка и далее будет иллюстрировать текст (заботливо напечатанный в программке параллельно с переводом). Но почему же фривольная песенка Stetit puella («стояла девушка в розовом платье, если бы кто-нибудь ее коснулся, платье бы упало») вдруг иллюстрируется «Святой Екатериной Александрийской» кисти Рафаэля? А другая, чуть менее фривольная, Were diu werlt alle min («если б я владел миром, я бы обошелся без тебя, зато имел бы королеву Англии») – отчего иллюстрируется Сикстинской капеллой Микеланджело?

Вспоминается литературный анекдот о наивном россиянине, попавшем в Париж и восторгавшемся, что там даже извозчики говорят по-французски. Так и здесь: латынь, оказывается, такой величественный язык, что даже юношеские пошлости звучат на нем, как церковное пение, и обязательно требуют святых дев и мучеников, а не того, о чем поется.



На «Святой Екатерине» Рафаэля в розовом платьице я вздрогнула, и у меня мелькнула мысль, что картинки на самом деле просто подбирались из интернета по симпатичности, и создатели понятия не имеют, что там нарисовано, и какое отношение это имеет к тексту. Так нет же! Вот, в программках под каждым номером заботливо написаны названия картин, какой репродукцией какая песня иллюстрируется!

Потом идет песня о кабаке, втором доме вагантов, Ego sum abbas («Я аббат страны пьяниц»). Автопортрет Дирка Боутса – безусловно, отличная картина, но какое отношение она имеет к этой песне? Olim lacus colueram рассказывает о том, как один богатый человек обеднел, и теперь валяется в грязи, и все над ним смеются. Иллюстрация – «Страна лентяев» Брейгеля: лежащие люди там точно есть, но им не плохо, а наоборот, очень хорошо.





При этом есть идеальные, безупречные попадания: обнаженные Евы и Венусы кисти Лукаса Кранаха – когда речь идет о девушках, лужочках и травах. Удалось заметить и обнаженных Ев кисти Дюрера, жаль, что их было мало. Активно использовались Брейгель и Босх – на мой взгляд, менее удачный выбор: если Кранах и Дюрер еще одной ногой стоят в Средних веках (откуда родом тексты), Брейгель – это уже Новое время, XVI век. Босх же, пусть и сразу узнаваемый «шлягер», отлично работающий на публику – это своя собственная вселенная, причем больная, и к пышущему здоровьем и энергией тексту вагантов (да и к музыке Орфа) отнюдь неподходящая. Если честно, разглядывать его извращения и мутантов с вросшими в голову размером 5х5 метров под эту музыку мне даже было неприятно. Упоминать о том, что к содержанию текста они опять не имели никакого отношения даже не будем.



Такова моя первая претензия к содержанию светового шоу, фактологическая. Теперь вторая, более важная, но, возможно, не такая очевидная с первого взгляда. Итак, заявлено, что иллюстрациями послужили работы художников той эпохи, очевидно - Возрождения. Однако следует уточнить, что Возрождение все же не одно. Вы, разумеется, помните об этом. Первое, итальянское – мы знаем его по Боттичелли, Рафаэлю и Леонардо да Винчи; оно ориентируется на античные идеалы, гармонию, здоровье и красоту; готику оно победило и прогнало прочь. Второе – Северное Возрождение (Кранах, Дюрер, те же Брейгель и Босх): готику оно не вышвыривало, а переработало, сохранив его изломанность и холодность. Большинство стран Северного Возрождения потом примут протестантизм. Разница национальных характеров, выраженных в этих двух стилистических направлениях, надеюсь, так более понятна.

«Кармина Бурана», часть текстов которой вдобавок прямо написана на немецком, а не только на латыни, разумеется – предтеча Северного Возрождения. Поэтому так удачно смотрелся под эту музыку видеоряд с Кранахом и Дюрером, пусть на 150-200 лет помладше стихов. (Да и сам Карл Орф – немец, причем настолько немец, что его любил нацистский режим). Брейгель и Босх – голландцы, и их жанровые сценки – уже не совсем «в яблочко», но все же общее настроение живописи Северного Возрождения делает их соседство здесь более уместным.
Но совершенно чужие здесь Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело и Джованни Беллини.


Эти 2 фото отсюда

Отсутствие единой концепции, понимание, как устроено и из чего состоит изобразительное искусство, его характер и история, сделало это светошоу не единым визуальным произведением, однородно дополняющим текст, а простым разрозненным набором красивых картинок. В качестве сравнения приведем пример. Предположим, вас пригласили выбрать музыку для нового фильма. Это экранизация романа «Венера в мехах» австрийского писателя Леопольда фон Захера-Мазоха, 1870 год. В качестве музыкального сопровождения вы рекомендуете использовать оперы Вагнера, его современника и практически соотечественника. Фильм выходит на экран, и внезапно оказывается, что вместо фрагментов из «Тангейзера» и «Кольца Нибелунгов» в самых драматических моментах здесь звучат арии Пуччини и Верди. Не «Полет валькирьи», а «Сердце красавицы». «А что? – отвечает режиссер. – Какая разница, Италия или Германия? Одно дело, Европа, да и с веком мы не промахнулись! Классическая музыка, один черт!».

В этом световом шоу они «попытались воссоединить музыкальное полотно кантаты с визуальными образами эпохи». Какой эпохи? А, что-то там из Возрождения, один черт!

Еще мои фото:
http://i9.photobucket.com/albums/a53/shakko/IMG_8472.jpg
http://i9.photobucket.com/albums/a53/shakko/IMG_8470.jpg
http://i9.photobucket.com/albums/a53/shakko/h_689fd2b4e9b435e3029990b79f2b5376.jpg
Чужая галерея
http://pro360.ru/portfolio/carmina_burana.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments