popova_art (popova_art) wrote in history_of_art,
popova_art
popova_art
history_of_art

Category:

Art-туризм. "Весна" Боттичелли. Линия.


                     Факты истории культуры и факты истории искусства.
                     Линия в структуре художественной формы.
                     Примеры  линий, различных по характеру и художественным возможностям.

 В Галерее Уффици, главном музее Флоренции, в 10-м зале  находится одно из самых известных полотен Сандро Боттичелли «Весна».



Сандро Боттичелли. Весна. 1477-1478. Уффици. Флоренция.


Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, его родной брат Джулиано, Симонетта Веспуччи, возлюбленная Джулиано и муза Боттичелли,  ранняя смерть Симонетты и трагическая гибель Джулиано, церковь Оньисанти (Всех Святых), где оказались похоронены  прекрасная Симонетта и  художник Боттичелли, - вот то реальное пространство, реальные истории, которые  оказываются завязанными с этой картиной.




Андреа Верроккьо.  Лоренцо Медичи.
1480 г. Национальная галерея искусства. Вашингтон.



Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи (1453-1478).
 



Сандро Боттичелли. Портрет Симонетты Веспуччи (?). 1480-1485 гг. Франкфурт-на-Майне.

Но есть ещё одна, не явная, тайная история.
Это история Линии, создающей образы.

Как войти в  мир Линий? И есть ли путь  в этот мир?
Да, есть. Это путь к художественной форме.
Факты истории и культуры, безусловно, помогают на этом пути.  Но искусство - это  ОБРАЗЫ. А образы - это чувства и эмоции, а уже потом, и только потом, мысли. И линии, как и цвет, и характер поверхности, и ритмы воплощают именно ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ.
Искусство - не наука, которая строится на логике, на мысли. Искусство - это всегда воплощённое чувство.


Сандро Боттичелли. Весна.  Фрагмент. 1477-1478. Уффици. Флоренция.


Одним из литературных источником "Весны" считается  поэма  Анжело Полициано «Стансы на турнир", прославляющая Джулиано Медичи и его даму сердца  Симонетту Веспуччи.

На радостной траве она сидела,
Плетя венок из всех земных цветов,
Которые найти вокруг сумела,

Которыми пестрел ее покров.
Но вот на Юлия она воздела
Глаза, не сразу ужас поборов,
И, встав, цветы на лоне удержала
Тем,что рукою их к себе прижала…

(А.Полициано. Стансы на турнир. Отрывок. Перевод Евгения Солоновича.)

Считается, что именно Симонетту Веспуччи  изобразил Боттичелли  в образе Весны на одноименном полотне.



Внимательно рассмотрим картину.
В центре  изображена  Венера. Справа от неё три Грации, олицетворение искусств, и Меркурий. Слева – Весна  и  Нимфа, которую преследует бог Ветра  Зефир.

Уже беглый взгляд, брошенный на картину, вызывает явное чувство тревоги. 

Тёмные деревья, плотный ритм их прямых стволов, мягкое свечение оранжевых плодов, контраст тёмного фона и светлых силуэтов, мертвенно-холодный цвет Зефира, вероятно, всё это вместе и создают это щемящее чувство.
Но именно линия - режиссёр развернувшейся перед нашими глазами драмы.

Во Флоренции рисовали хорошо многие, и учиться сюда ехали именно рисунку. Каждый художник, настойчиво прислушиваясь к себе, выражал своё, индивидуальное, ни на что не похожее, чувство, свою эмоцию. Так рождается стильная линия и вскоре  Флоренция становится центром линеарной культуры.

Боттичелли был прекрасным рисовальщиком, одним из лучших во Флоренции.
"Рисовал Сандро исключительно хорошо и так много, что ещё долго после его смерти каждый художник старался заполучить его рисунки; есть и в нашей книге несколько, выполненных с большим умением и вкусом", - писал Вазари.
(Цитирую по изданию: Джоржо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих, том 2.Москва."Терра-Terra", 1993.).



Поклонение волхвов. Фрагмент с автопортретом Сандро Боттичелли. 1476 - 1477 гг. Уффици. Флоренция.

В «Весне» Боттичелли демонстрирует умение создавать различные по характеру линии. Если Венера – это линии спокойные, сдержанные, то линеарный узор трёх Граций  явно другой.

Сравним  рисунок трёх Граций Боттичелли и свиты царицы Савской  Пьеро дела Франческа.



Пьеро делла Франческа. Приезд царицы Савской. Фреска церкви Сан-Франческо в Ареццо. Деталь. 1452 - 1466 гг.



Линии Франческа цельные и весомые. Они рождают чувство величественного покоя.

Линии трёх Граций совершенно другие. Они лёгкие, при этом извиваются, переплетаются, нервно вздрагивают, трепещут. В них удивляет сочетанием некой вялости и нервности и это  усиливают ощущение тревожного ожидания.

Весна, которая привычно ассоциируется с радостью, обновлением, энергией свежести и молодости, вдруг неожиданно предстаёт совершенно в ином эмоциональном пространстве.



Спадающие линии волос, медленно стекающая линия  овала.

И вдруг осознаёшь – увядание!
В этой прекрасной юности, в  лёгком платье, в нежных распустившихся цветах, в робкой улыбке, в падающих глазах – скоротечность.
Миг! Уходящий безвозвратно?!

"Весна" Боттичелли - это горечь утраты.
Ко времени написания картины уже нет в живых юной Симонетты Веспуччи. Она умерла 22 апреля 1476 года 22-х лет от роду.
 
Её хоронят в родовом  склепе Веспуччи в церкви Оньисанти.

«С непокрытым лицом несли ее из дома до склепа, и много слез она заставила пролить тех, кто видел ее... Она внушала сострадание, но также и восхищение, ибо в смерти превосходила ту красоту, которую при жизни ее считали непревзойденной. В ее облике явилась истина слов Петрарки: "Прекрасна смерть на лике сем прекрасном"»  (Цитируется по книге Ивана Клуласа «Лоренцо Великолепный» http://krotov.info/lib_sec/11_k/lu/las_03.htm).

 Через два года 26 апреля 1478 года, по странному совпадению в день  смерти Симонетты, во время пасхальной службы в соборе Санта Мария дель Фьоре в результате заговора Пацци был убит Джулиано. Планы заговорщиков всё время срывались. Джулиано был болен, не хотел никуда выходить, но на службу всё-таки пошёл и  встретил смерть. Его брат Лоренцо Медичи спасся и жестко подавил заговор Пацци.  Тело Джулиано было выставлено в церкви Сан Лоренцо. Потом последовали пышные похороны.

 Сандро Боттичелли дожил до глубокой старости, умер в 1510 году в возврасте 65 лет и, согласно его личному завещанию, был похоронен в той же церкви, что и Симонетта, в церкви Оньисанти (Всех святых), недалеко от знаменитой Санта Мария Новелла, на берегу мутной  реки Арно.

 Будучи во Флоренции, мы несколько раз пытались попасть в эту церковь. И даже когда она должна была быть доступной, мы оказывались перед закрытой дверью.

И всё же наше настойчивое желание помогло нам.



Церковь Оньисанти во Флоренции.



Интерьер церкви Оньисанти.



Гирландайо. Мадонна делла Мизерикордия (портрет семьи Веспуччи). 1472 г. Капелла Веспуччи в церкви Оньисанти во Флоренции.





Там, в церкви мы вспомнили  классическую Венеру, где всё говорит о жизненной силе,  о гармонии, о вечности, и рядом с которой особенно явленной становится  трагическая мимолётность Весны.



Венера Милосская. Фрагмент. 130 - 100 гг. до н.э.
Лувр. Париж.

Стоя перед скромными знаками фамильных склепов, мы ещё раз пережили то разочарование, ту горечь утраты, то странное умирание, зарождающееся в юности, неразрывно сплетённое с молодостью и красотой, которую доносит до нас Линия Боттичелли.



Через день мы  были в Равенне.
И весенние цветы рядом с церковью Сан Апполинария ин Классе вновь напомнили нам о  шедевре Сандро Боттичелли.



Art-туризм. Ещё одну запись смотреть здесь


Tags: 15 век, Италия, музеи
Subscribe

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…