alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in history_of_art,
alexander pavlenko
alexander_pavl
history_of_art

Categories:

Карусель

Стоит обратить внимание на какую-нибудь редкую мелочь и заинтересоваться ею, как тут же выясняется, что известна эта «редкость» буквально всем и только что в зубах не навязла.
Взять, например, Хенрика Гольциуса (годы жизни 1558-1617).
Обнаружил я его так: сначала интересовался поездкой Альбрехта Дюрера в Италию и выяснил, что основной причиной был судебный иск к Маркантонио Раймонди, который изготовлял и продавал фальшивки – имитации гравюр Дюрера, например, к «Жизни Марии». Меня поразило, что фальшивки Маркантонио по изобразительному качеству выше, чем оригиналы гениального Дюрера, и я заинтересовался этим гравёром. Узнал, что он был учеником и другом Рафаэля «Урбинца» Санти, что именно Рафаэль ввёл в культурный обиход графику (и репродукцию) в качестве эстетического объекта (до того гравюра воспринималась как нечто утилитарное). Рафаэль, видите ли, организовал мастерскую, где мастера-гравёры обрабатывали его рисунки, переводя их в формат гравюры. Маркантонио Раймонди среди них был лучшим.
Интересуясь бизнесом, который запустил Рафаэль, я наткнулся на имя голландца Хенрика Гольциуса, поднявшегося, по мнению знатоков, на ещё более высокую ступень мастерства, чем Маркантонио. Я бурно восхищался талантом внезапно открывшегося мне мастера, как вдруг обнаружил, что во тьме невежества пребывал один я, а вот истинным знатокам искусства имя Гольциуса знакомо с младых ногтей, что он считается лучшим рисовальщиком рубежа XVI-XVII веков, что прекрасно известно, как он в детстве упал правой рукой на горящие угли жаровни (есть рисунки, изображающие его изувеченную руку) и потому рисовал и гравировал левой, что он ради денег женился на немолодой вдове, но сбежал от неё в Италию (посетил мастерскую, где работал Маркантонио!) и в Германию, потом вернулся в Голландию в возрасте 42 лет, возмечтав стать живописцем. И стал. Причём стал хорошим живописцем, первосортным, однако картин успел написать не так много, как хотелось бы. Ну да, заказы на графику отнимали всё время...



Почему же я не знал такого великого голландца, хотя читал книжку Л.Любимова (про него я писал в одном из предыдущих постов) «Великая живопись Нидерландов»? Да потому что в XIX веке этот сверхпопулярный мастер барокко оказался почти полностью забыт. Его работы отличаются эксцентричным эротизмом и в глазах сексуально напряжённых буржуа эпохи Промышленной Революции граничат с порнографией. Гольциус оказался на периферии искусствоведения. Сейчас, конечно, положение изменилось и сам Питер Гринуэй работает над фильмом «Гольциус и Пеликанья компания».
Характерна для наследия Гольциуса судьба одной из лучших его живописных работ – «Юпитер и Антиопа».



Выныривает эта картина ниоткуда в коллекции Абрахама Адельсберга, имевшего под Нюрнбергом фабрику игрушек. Где она находилась до того, как её купил Адельсбергер, выяснить уже не удастся никогда, хотя известно что в 1792 году она была кем-то продана некоему коллекционеру за 30 гульденов. На публике «Юпитер и Антиопа» появилась в 1929 году при прискорбных обстоятельствах. В 1924 году Адельсбергер начал строить шикарную виллу в стиле необарокко, однако в 1927 году грянул финансовый кризис и пришлось не только остановить строительство, но начать продавать имущество, чтобы остаться на плаву. И в ноябре 1929 пришёл черёд выставить на аукционе картину Гольциуса.

Большого формата картина, написана в 1612 году, то есть именно в момент расцвета таланта Гольциуса, живописует известный из «Метаморфоз» Овидия эпизод, когда Юпитер, обернувшись сатиром, обесчестил (или благословил святостью) Антиопу, дочь фиванского царя Никтеуса. Ухмылочка на физиономии сатира-Юпитера неописуемо похабна, он уже явно готов к действию, а Антиопа спит, соблазнительно раскинувшись на переливающемся изысканно-яркими красками бархате, совершенно обнажённая, если не считать жемчужного колье и лоскутка прозрачной ткани, который не столько прикрывает её интимные части, сколько привлекает к ним внимание зрителя. В руках у Юпитера – фрукты, знак того что Антиопа будет оплодотворена. На земле, у ног Антиопы, опрокинутый стеклянный сосуд и ночные туфли – это символ невинности, которая вот-вот будет поругана. Довольно необычна (но для Гольциуса, обладавшего саркастическим чувством юмора, это характерно) фигура мальчика-сатира, который возбуждённо теребит сосок Антиопы и, глядя с картины прямо на зрителей, призываает зрителей к молчанию. В общем, эту картину даже двусмысленной назвать трудно – всё демонстрируется предельно отчётливо.

Конечно, тот буржуа, которому картина принадлежала в XIX веке, не стремился афишировать, что обладает живописным сокровищем с подобным сюжетом.
Но вернёмся в 1929, вернее, уже в 1930 год, потому что сходу картину продать не удалось. Адельсбергер не отступил и попытался ещё раз выставить картину на аукцион, предварительно поместив в первом номере журнала Weltkunst подробное описание и экспертную оценку шедевра.
Это не помогло. «Неприличный» шедевр никто не желал приобретать. Адельсбергеру пришлось продавать другие картины.
В 1939 году он бежал из Германии в Голландию, захватив самые ценные вещи, в том числе и картину Гольциуса. Так «Юпитер и Антиопа» вернулась на свою историческую родину, которую покинула неизвестно когда. В 1940 году Адельсбергер умер. Теперь картина принадлежала мужу дочери Адельсбергера, который через подставных лиц установил контакт с торговцем искусством Хоогендьюком, известным нам по афере ван Меегерена. Хоогендьюк продал «Юпитера и Антиопу» за 20 000 гульденов райхсмаршалу Герману Гёрингу, который пришёл от покупки в восторг. Шедевр Гольциуса стал одной из любимейших картин «нациста номер два».
Когда стало ясно, что «тысячелетней империи» приходит конец, «Юпитер и Антиопа» вместе с другими ценностями отправилась в соляную шахту Атлаузее. А после окончания войны вместе с другими «трофеями» её выставили в Мюнхене, в Central Art Collecting Point. Клотильда Адельсбергер, вышедшая из концлагеря Берген-Бельзер, попыталась предъявить права на картину, но ничего не получила. Гольциус был сочтён национальным достоянием Нидерландов и, по мнению историка Радлмайера, до 1948 года находился в Бад Нойхайме. Официальная причина задержки – её якобы реставрировали. Затем опять тёмное пятно на её пути, однако в 1952 году «Юпитер и Антиопа» вывешена в Утрехте, в учебном зале Художественно-Исторического Института. Другими словами, её использовали как нечто, долженствующее закрывать «дырку на обоях». Так она и висела над затылками студентов, пока в 1979 году кто-то заметил, что живопись приходит в ветхость и картину срочно спихнули в музей Гронинга – мол, пусть с ней учёные-реставраторы разбираются, а мы не при чём. В 1985 году музейщики Гронинга ухитрились перекинуть «Юпитера и Антиопу» на её родину, в Хаарлем, в Музей Франса Хальса, где её наконец-то оценили по достоинству и стали показывать публике на международных выставках типа «Голландский классицизм в живописи XVII столетия».
Наконец живущая в Израиле внучка Адельсбергера в 2007 году смогла доказать свои права на картину и получила её в свою собственность.
В январе 2010 года на аукционе Сотби в Нью-Йорке картину купил некий англичанин за 6,8 миллионов долларов. Круг замкнулся.
Tags: 17 век, 20 век, Голландия, занимательные факты, маньеризм
Subscribe

  • Достройка Рамессеума в первой половине XIX века

    Видимо, первые фото Рамессеума 1850-51 годов. Рамессеум, заупокойный храм фараона Рамсеса II XIII века до н. э., относится к топ-памятникам…

  • Борис Кустодиев. Часть I - фотография

    23 февраля исполнилось 140 лет со дня рождения замечательного русского художника Бориса Михайловича Кустодиева - выдающегося мастера жанровых сцен…

  • (no subject)

    Небольшое объявление, если позволят модераторы. В 2017 году исполнилось 125 лет со дня рождения выдающегося русского художника Павла Дмитриевича…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • Достройка Рамессеума в первой половине XIX века

    Видимо, первые фото Рамессеума 1850-51 годов. Рамессеум, заупокойный храм фараона Рамсеса II XIII века до н. э., относится к топ-памятникам…

  • Борис Кустодиев. Часть I - фотография

    23 февраля исполнилось 140 лет со дня рождения замечательного русского художника Бориса Михайловича Кустодиева - выдающегося мастера жанровых сцен…

  • (no subject)

    Небольшое объявление, если позволят модераторы. В 2017 году исполнилось 125 лет со дня рождения выдающегося русского художника Павла Дмитриевича…