senart_artdeco (senart_artdeco) wrote in history_of_art,
senart_artdeco
senart_artdeco
history_of_art

Categories:

Между Древиным и Дейнекой. (Выставка художника А. Лабаса "На скорости ХХ века")

Сходили вчера на открытие выставки в Третьяковку на Крымском Валу. Рекомендуем последовать нашему примеру :))  Небольшой обзор по экспозиции и биографии художника.

Знаменитый советский авангардист, остовец Александр Лабас прожил долгую жизнь (1900-1983).

Родился в Смоленске, потом с родителями оказался в Риге и какое-то время обитал там, до поступления в Строгановку в Москве. Дальше, преподавание в ВХУТЕМАСе и невероятно насыщенная жизнь встречами, дружбами, освоением профессии. Как и многие молодые художники с энтузиазмом пишет приметы своего времени – аэропланы, поезда, машины. Идея показать движение, скорость захватывает его. Отсюда и особый “вибрирующий” мазок, смазанные планы. Первое, что приходит на память, когда говорят о Лабасе – “художник дирижаблей”.



И действительно, на выставке много полотен и акварелей на эту тему. Для нас-то сегодняшних дирижабль кажется чем-то фантастическим, объектом из немого кино, а тот восторг и удивление перед этим летальным чудом у поколения 30-х сродни детскому. У Лабаса даже картина с таким названием есть “Дирижабль и детдом” – почему-то вертикально летящий в розовом небе аппарат и неясная размытая группа людей внизу.



Увлечение полетами, их созерцание, попытка воссоздать это чувство полетности художник решил ощутить в первом же авиарейсе “Москва-Харьков-Москва» в 1922 году. Поездка была фатальная – два раза аэроплан терпел катастрофу, падал, сначала в болото, потом еще куда-то. Из всех пассажиров обратно этим же рейсом полетел только он один.

Из воспоминаний А. Лабаса: "Как только открылась трасса Москва-Харьков, я сразу же купил билет. И вот рано утром я уже сижу в самолете, маленьком двадцатиместном "Доронье". Но как видно, охотников было еще мало, в салоне нас оказалось трое. Самолет рванулся с места, и я почувствовал, как он оторвался от земли. Это было странное и не совсем приятное ощущение. Но в следующее мгновение я увидел, как все на земле начинает уменьшаться, и вот открылась чудесная панорама Москвы. Так неожиданно все это было видно совсем с другой точки зрения. Я не сразу сориентировался и даже запутался   - Петровско-Разумовское принял за Сокольники. Я увидел Москву-реку пробежало ней взглядом, наткнулся на переулок, в котором сразу нашел домик, в котором жил мой отец. Я ясно представил себе, что там еще тишина и все спят. А по Москве-реке едет малюсенькая лодочка, единственная на всей протяженности реки. И мне так захотелось представить себе этого человека там - кто же он, почему в такую рань вздумал плыть на своей лодочке?"



 

Из воспоминаний А. Лабаса

"Я перестал ощущать время. Но вот самолет резко и круто пошел вниз, и я увидел надпись на земле: "Орел". Как быстро! Я увидел людей, падающих нам сигналы с земли. Но самолет почему-то стал опять набирать высоту. "Вероятно так надо", - и я вновь погрузился в свое состояние. Но вскоре я почувствовал, что самолет начало не на шутку качать и послышались громовые раскаты. Через стеклянную дверь я заметил, что летчик и бортпроводник очень взволнованы. Вдруг самолет резко пошел вниз, и через секунду промелькнули крыши домов, почти под самыми колесами. Легкий удар, толчок, еще толчок. Тишина. Шум в ушах, хотя двигатель еще работает. Летчик вышел из кабины и стал объяснять нам, что ничего нельзя было сделать, сплошной туман. "Я хотел приземлиться в Орле, но там сообщили, что на пути к Харькову будет хорошая погода. Вот вам и хорошая погода! Не знаю, как теперь отсюда выбраться", - сказал летчик огорченно. Мы все вышли из самолета. Самолет стоял как будто на островке, а кругом - сплошная грязь, болото. Летчик, сказал, что мы где-то в Курской области...Мои товарищи по несчастью сказали, что никогда больше не сядут в самолет. Я же горел желанием скорее опять испытать эти удивительные ощущения полета. Из Харькова в Москву я, конечно же, летел самолетом".




"Ведь раньше не знали, каково состояние пассажира в полете, надо было его почувствовать. У меня не было образцов. Я ни у кого не видел изображений людей в самолете...Ни в какой академии, ни в какой школе не учили художника, как надо писать эти чувства и ощущения преодоления пространства с большой скоростью, какими красками писать, как ими управлять. Меня это увлекло, и я искал способы, как это выразить".









Когда разглядываешь его работы, вызывает удивление, сколько чудесных открытых цветов в палитре, какая прозрачная акварель, сколько энтузиазма у этих маленьких человечков на земле, в дирижаблях, на парашютах. Но есть и другая сторона в его в творчестве, появляется ближе к 1937 году. Моя любимая работа «Электрификация в новом районе”(1932) - жемчужно-серый вибрирующий фон, в центре некий столб, двое под ним, где-то на дальнем плане пару домиков, еще несколько разбросанных, едва различимых контура фигур людей, в нескольких местах буквально штришки красного цвета в их одеждах. Как будто бы ничего особого, но как угадывается время, его драма, и сейчас это произведение выглядит просто программным описанием конца тридцатых, крушения романтизма, энтузиазма, сгущения сумерек…
И вторая, тоже программная работа “Полет над городом” (1932), где крылья огромного аэроплана нависают над страной. По-моему, это очень напоминает и кадры хроники парада на Красной площади со знаменитым самолетом-гигантом “Cталин”. Возможно, художник и не вкладывал в эти изображения тех смыслов, которые мы видим сейчас, но тем интереснее.

 

А. Лабас: "Я люблю Москву, с детства живу в Москве, и очень многое, что легло в основу моего искусства, увидел и почувствовал в этом родном мне городе. Я с самого начала был увлечен современным городом и жаждал передать его жизнь. Молодежь моего поколения горячо интересовалась достижениями науки и техники. Мы вглядывались пристально в настоящее и представляли фантастику будущего...Я стремился передать жизнь современного города, его внутренний пульс, романтику поэзию...Словом, было о чем подумать, чтобы найти в живописи те краски и те ритмы, ту композицию, которая выразила бы новые явления жизни современного города. Это были новые задачи для того времени после импрессионизма, открывшего город XIX века."








В метро. 1976

Молодых энергичных не академичных живописцев первые десятилетия советской власти (20-е и начало 30-х) государство поддерживало, закупало работы в музеи, давало заказы, отправляло в творческие командировки по стране и всему миру. Александр Лабас в начале 30-х работал над оформлением павильонов международных выставок в Париже, Нью-Йорке, в Венеции, а также было участие и в международных художественных проектах по всему миру. Здесь в экспозиции музея есть и , как сейчас говорят, воссозданная инсталляция “Электрическая Венера” – авангардно-концептуальная скульптура, сделанная для выставки (1939) достижений народного хозяйства в Белоруссии. Не даром, все-таки, художник дружил с Татлиным :))

Но к середине 30-х, как известно, художественный курс Советов сместился. Обвинение в формализме в 1936. Спасает работа над декорациями в театрах. И первая уже персональная выставка Александра Лабаса состоится только в 1976. Выставка эта стала открытием заново и художника, и его тематики . Был потрясающий успех, снова закупки в ведущие музеи страны.




Дирижабль и детдом. 1930










Афиша к спектаклю "Жила была девушка" Гусева В. 1942

Вот, кстати, все время себя ловила на мысли, что-то в его чудесных работах есть от восприятия мира Брейгелем – точка зрения художника на происходящие события. Только наблюдал он не с вершины холма, как голландец, а с самолета или дирижабля:)), в общем, парил, с радостным взглядом на мир ребенка, первооткрывателя и просто художника.

Особенно, это чувствуется в акварелях, где революционеры разъезжают по городу на машинах или скачут на лошадях. Меня удивила работа 1942 года – афиша к спектаклю В.Гусева «Жила была девушка». Здесь так же, как и у голландцев одновременно происходит несколько событий – падает самолет, на одной крыше тушат какой-то снаряд, а на другой – из орудия стреляют по самолетам врага, небо освещают лучи прожекторов. А внизу улица и там есть аптека (на которой висит вывеска «Аптека»), и столовая тоже с вывеской, по улице ездят машины…










Луганск. У паровоза. 1935


Аэропоезд С.С. Вальднера.1934


Поезд идет. 1929


Наш переулок утром. 1929












Автопортрет с кистью.1936





После войны Лабас, в основном, пишет портреты близких и друзей, а также городские зарисовки. И город у него по-прежнему динамичный. Не забывает художник и своих старых экспериментов с передачей вертикальных прорывов – будь то изображение эскалатора метро, резкого подъема в пейзажах, дороги. Только вот в послевоенном советском бытии куда-то уходит чудо, удивление от происходящих великих открытий и “воплощений сказок в быль”, которое было у Александра Лабаса раньше.


Леони в шляпе. 1940


Леони. Портрет жены. 1956


Леони за столом. 1959


Дома. Леони. 1961


Портрет жены. 1967


Леони с красным зонтом. 1974

После открытия и просмотра экспозиции подошла к племяннице художника Ольге Лабас-Бесковой и поинтересовалась, почему, несмотря на тяжелую голодную жизнь, на свое еврейство, расстрел брата, который был комбригом Красной Армии и каким-то большим военным начальником в Киеве, художнику удалось сохранить и такую, в основном, радостную и светлую палитру в основой части своих работ и отсутствие уныния в темах? На что она процитировала художника, который говорил, что его жизнь на фоне человеческого срока очень мала, а на фоне хода истории – крупица, потому и надо радоваться и любить то, что тебе интересно и дорого.

В подготовке данной статьи использованы цитаты из книги:
Александр Лабас. Воспоминания. Альманах. Вып.86 СПб: Palace Editions, 2004
Фотографии сделаны 14 марта на открытии выставки в Третьяковке.

Tags: 20 век, Россия, выставки
Subscribe

  • Главная тайна истуканов острова Пасхи

    Оригинал взят у gorojanin_iz_b в Главная тайна истуканов острова Пасхи Делал комментарии в разных журналах о загадочных истуканах…

  • Боги. Люди. Герои" . Часть I. Боги.

    Весной 2019 года в Манеже Малого Эрмитажа была открыта выставка «”Боги, Люди, Герои” из собрания Национального археологического…

  • Рисунки Якопо Беллини

    Якопо Беллини - венецианский художник. Предположительные даты жизни 1400-1470. Родился и умер в Венеции. Сын лудильщика. Основатель художественной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments